Еловая утка про киевскую «йолку»
Последние недели киевская публика и Интернет-сообщество выпустили немало стрел по поводу искусственной елки, которая в этом году украшает главную площадь Украины – Майдан Незалежности.
Нынешняя елка напоминает украинцам юрту, клоунский колпак, пирамиду, детскую игрушку и тд. Все называют ее Йолка и лишь единицы называют ее елкой и считают эту конструкцию современной и запоминающейся, пишет издание «Аргумент».
И вдруг в новостях промелькнуло сообщение «Киевская елка признана лучшей в Восточной Европе»…
А.Маклаков из сетевого издания www.balbess.com, признается, что не слишком сомневался в том, что полосатая псевдоелка, выстроенная на Майдане и встреченная шквалом критики, могла действительно получить «приз». К тому же новость о том, что главная елка страны в чем-то отличилась, была транслирована слишком многими уважаемыми изданиями. «Раскритикованная Азаровым главная елка Украины признана лучшей в Восточной Европе. Ассоциация дизайнеров европейских столиц признала главную новогоднюю елку Украины лучшей в Восточной Европе», – эту новость в считанные часы раздули до размеров сенсации, с непрямой ссылкой на «Урядовий кур’єр».
Автор провел небольшое исследование, оказалось действительно, на сайте «Курьера» имеется статья Оксаны Головко «А серце вірить у дива» за 21 декабря. www.ukurier.gov.ua/uk/articles/serce-virit-u-diva/p/
«Як відомо, штучну ялинку за кошти спонсорів виготовили на одному з тернопільських підприємств. І поки ми ламаємо списи, скептиків посоромила Асоціація дизайнерів європейських столиць, визнавши нашу київську «смугасту» красуню найкращою в Східній Європі. То може налагодимо експорт не лише ялинок, а й дизайнерських рішень?»
Увы, но журналистка издания не дала главного – ссылку на сайт уважаемой Ассоциации. Ну что ж, обычная журналистская неряшливость, решили авторы издания, и начали поиски.
Как выяснил Алексей Маклаков , в мире действительно существует ряд организаций, присуждающих призы за лучший дизайн елки (виртуальной, нарисованной), или реальной (украшенной), за что присуждаются призы (от 100 долларов до «Айфона» или электронной книги). Например, французская «TraceParts».
Увы, но все организации, которые присуждают призы за елочный дизайн – это небольшие группы энтузиастов. Даже в США победитель конкурса на самую красивую елку, которую поставят в Белом Доме, в Голубой Комнате, получает какую-то тысячу долларов. Дело престижное, конечно, но никакого «Великого жюри» седовласых еловодов и елодизайнеров в природе не существует.
Итак, первое, что они выяснили – никакого конкурса на лучшую новогоднюю елку в Европе просто нет. И в общем-то, понятно, если бы он был, он бы превратился в «елочное Евровидение».
Второе, и более важное – организации с таким (или даже похожим) названием нет в списке членов BEDA (http://www.beda.org), Бюро Европейских Ассоциаций Дизайна, в котором состоит 42 члена из 24 стран Европы, охватывающих около 400 тысяч человек. Даже ее следы в Интернете не удается найти.
Настораживает еще один момент – само название, упомянутое журналисткой «Курьера» указывает на то, что «Ассоциация дизайнеров европейских столиц» – международная структура, одна международных ассоциаций дизайнеров с таким названием просто нет. Большинство организаций имеют национальную прописку, что, как правило, и отражено в их названии.
Другие ассоциации дизайнеров структурированы по направлениям. Да, в США и Канаде есть ассоциации еловодов, но они занимаются настоящими, а не искусственными елками – искусственных продается гораздо меньше (в разы), чем настоящих, поскольку они значительно дороже. Елка высотой примерно 2,2 метра может стоить от 150 до 400 долларов. Самые дорогие и качественные могут стоить и тысячу. Их производство – это бизнес с оборотом примерно в миллиард долларов, а если учесть и Европу, то цифра удвоится.
Вывод один – никакой международной ассоциации с таким названием просто не существует.
Но главное, это наличие мотива. Иначе вброс дезинформации так и останется предположением, а не установленным фактом.
Главная елка страны, высотой 40 метров – искусственная. Вся процедура закупки этого сооружения, не говоря уже о его дизайне, проходила абсолютно непрозрачно. Два миллиона гривен – не слишком ли высока цена за разноцветную пирамиду?
Понятно, что поток «фотожаб», в которых высмеивалось сооружение, и критиковались те огромные деньги, которые были на него выброшены, вызвали естественное желание властей скрасить неприятное впечатление киевлян – и это главное: мотив для вброса дезинформации.
И тут, как нельзя кстати, нашлась журналистка, причем официального правительственного издания (то есть человек зависимый!), которая и взяла на себя самую черную работу: лично вбросила в прессу «утку» про «лучшую елку Восточной Европы».
И наконец, последние аргументы.
Почему это сделала именно она, то есть лицо заинтересованное, а не представитель госадминистрации? Почему никто не слышал о неведомой «ассоциации дизайнеров»? Почему никто не слышал о конкурсе на лучшую елку Европы? Почему нет прямой ссылки на публикацию об этом конкурсе? Да потому, что их просто нет! Журналисты же, в погоне за сенсациями, просто раздули то, чего на на самом деле просто не существует, оставив нас не только с жалким подобием ели на главной площади страны, и, что самое главное – с носом…
Да уж, не простая оказалась утка… а еловая!