Пытки в «колонии смертников», где сидит Евсюков: один зэк сознался в убийстве Кадырова и Политковско
Громкий скандал разгорается в системе исполнения наказаний. В центре истории оказался 47-летний подполковник ФСИН Юрий Сандрыкин, старший оперуполномоченный колонии «Полярная сова», где отбывают пожизненные сроки наиболее опасные преступники, в том числе печально известный экс-майор милиции Денис Евсюков и «Битцевский маньяк» Александр Пичушкин. Как выяснило следствие, Сандрыкин с помощью пыток вытаскивал из осужденных признания в громких преступлениях, которых они не совершали. Теперь оперуполномоченному грозит до 15 лет лишения свободы.
По версии следствия, выбиванием признаний Сандрыкин занялся в 2010 году. За восемь месяцев от более 200 заключенных, которых он курировал, ему удалось получить 190 явок с повинной, рассказала
"Комсомольской правде«пресс-секретарь УФСБ по Свердловской области Анна Ластовецкая. Получается, что лишнюю вину на себя взял чуть ли не каждый осужденный, а некоторые признались не в одном, а нескольких чужих преступлениях.
По данным «КП», некоторые заключенные даже сознались в убийстве журналистки Анны Политковской и экс-президента Чечни Ахмада Кадырова. Впрочем, заместитель главного редактора «Новой газеты», где работала Политковская, Сергей Соколов рассказал
«РБК daily», что подобных признаний не было. По его словам, в громких убийствах Политковской и американского журналиста Пола Хлебникова действительно сознавался заключенный «Полярной совы» Журавлев, но в деле Сандрыкина он фигурирует не как жертва, а как соучастник, помогавший сотруднику ФСИН пытать своих собратьев.
Тех, кто отказывался брать на себя чужую вину, подвергали физическому и сексуальному насилию. Детали многих преступлений, в которых заставляли признаваться заключенных, Сандрыкин узнавал из интернета.
За свои «достижения» Сандрыкин не раз получал премии от начальства. Однако его главной целью было получить повышение. Сандрыкин мечтал о звании полковника и переводе с Москву, где рассчитывал получить новую квартиру.
Помимо честолюбия и корысти подполковником также движил страх. Он понял, что скоро его отправят на пенсию. «У него истекал срок службы, и продлевать контракт еще на пять лет с ним отказались, ограничившись одним годом», — сообщил журналистам руководитель отделения по расследованию преступлений совершенных должностными лицами правоохранительных органов СУ СКР по УрФО Дмитрий Корешников. Учитывая, что ни семьи, ни своего жилья у Сандрыкина не было (он жил в служебной квартире), после выхода на пенсию он фактически оказался бы на улице.
О преступлениях Сандрыкина стало известно после того, как заключенным удалось сообщить о пытках в СМИ, отмечает
NEWSru.com. Кроме того, одна из явок с повинной была настолько абсурдной, что в ней решили тщательно разобраться.
После проверки махинации Сандрыкина вскрылись. Из почти двухсот написанных его подопечными явок 32 оказались самооговорами. В мае 2011 года подполковника задержали и обвинили в «превышении должностных полномочий с применением насилия». Он помещен в СИЗО-1 Екатеринбурга.
В настоящее время дело экс-надзирателя передано в суд. Сам он все отрицает. «Меня тут обвиняют, что я имел заинтересованность. Заявляю сразу, что в получении явок с повинной от осужденных не был заинтересован и никого не принуждал», — цитирует Сандрыкина
НТВ.
Между тем, по некоторым данным, инцидент с «опером» из заполярной колонии стал одной из причин отстранения в 2011 году от должности бывшего главы ФСИН по ЯНАО Сергея Дерюгина.