После того, как Госдума единогласно одобрила ужесточение Уголовного кодекса, изменив по представлению ФСБ статьи «Государственная измена» и «Шпионаж», изменить родине стало гораздо проще, констатирует пресса. Одновременно спецслужбам облегчили возможность доказать преступный умысел шпиона и предателя. Эксперты вспоминают, что законопроект, внесенный в парламент еще правительством Владимира Путина, лежал под сукном четыре года по распоряжения Дмитрия Медведева, но был реанимирован после «рокировки».
Если раньше под госизменой понимали шпионаж, выдачу государственной тайны или помощь иностранным государствам и организациям в причинении ущерба внешней безопасности РФ, то теперь состав преступления серьезно расширили, отмечают
«Ведомости». От 12 до 20 лет лишения свободы могут получить граждане, которые оказали финансовую, материально-техническую и даже консультативную помощь иностранным и международным организациям.
Кроме того, теперь в статьях о госизмене и о шпионаже говорится не о трудно доказуемом, по словам ФСБ, ущербе внешней безопасности РФ, а об ущербе безопасности России, то есть действиях против конституционного строя, суверенитета и государственной целостности. «Даже передача данных о нарушениях на выборах в России может квалифицироваться как государственная измена», — отметил в интервью
«Коммерсанту» глава ассоциации «Агора» Павел Чиков.
Перемены коснулись также статьи «Незаконное получение сведений, составляющих гостайну». Во-первых, в новой редакции уточнено, что сведения о гостайне могут быть получены не только по работе, но и по учебе. Во-вторых, решено наказывать за получение секретных данных «путем похищения, обмана, подкупа, шантажа, принуждения либо угрозы насилия». Таким образом, те, кто незаконно собирает государственные секреты, но еще не успел или не сумел их передать, получат до восьми лет тюрьмы.
«Восстановление железного занавеса»
С внесением поправок у ФСБ появится значительно больше работы, считает эксперт Андрей Солдатов из центра «Агентура»: под прицел ведомства попадает огромное количество людей, и чтобы организовать их проверки, а также прослушку и наблюдение за ними, спецслужбы могут потребовать увеличение штатов и улучшение технической базы.
Эта законодательная инициатива может быть применена к любой общественной организации, а принята она, чтобы ФСБ могла наносить «точечные удары», которые требуют сейчас, когда «власть шатается», объяснил
«Новым известиям» директор общероссийского движения «За права человека» Лев Пономарев. «Многие общественные организации подают какие-либо сведения в международные и иностранные организации, что по законопроекту уже является нарушением закона. Например, если какие-то организации захотят дополнить „список Магнитского“ лицами, причастными к его пыткам, то они тут же будут наказаны», — считает правозащитник.
Опасность быть обвиненными в измене грозит многим некоммерческим организациям, если их спонсором окажутся люди из иностранной разведки, отмечает
«Независимая газета». Кроме того, интернет пользователям теперь лучше быть осторожнее в выражениях — в соцсетях ФСБ также может искать шпионов. В новой редакции статья о «Незаконном получении сведений, составляющих гостайну» повлияет на работу журналистов, которые расследуют ЧП на крупных охраняемых предприятиях.
Ужесточение УК — это очередной шаг по «восстановлению железного занавеса», резюмировал опасения гражданских активистов глава ассоциации «Агора» Павел Чиков.
Госдума проголосовала «за» после серьезной разъяснительной работы
На фоне опасений правозащитников выглядит подозрительным, что принятие законопроекта поддержали 449 из 450 депутатов (один мандат остается вакантным после изгнания Геннадия Гудкова). Тем более странно, что в 2008 году, когда документ был внесен в нижнюю палату, разразился настоящий скандал, и инициатива была заморожена лично экс-президентом Дмитрием Медведевым.
Законопроект должны были отправить на доработку, но спустя четыре года он был принят в первоначальном виде. Несмотря на то, что в заключении профильного комитета по документу выражены те же опасения, о которых твердят правозащитники: «уголовная ответственность по проектной статье 283.1 может коснуться каждого». По данным «НГ», поправки были единогласно одобрены из-за некоей разъяснительной работы, проведенной с депутатами в кулуарах здания Госдумы.
Нынешнее парламентское голосование можно считать символом «реставрации власти Путина», пишет «НГ». Издание уже ведет счет тем инициативам, которые были актуализированы или, наоборот, заторможены бывшим президентом, и судьба которых резко изменилась с возвращением Владимира Путина в кресло главы государства. На прошло неделе издание писало о семи таких инициативах, с нынешним ужесточением УК их стало на одну больше.