Партию Регионов не разваливают. Просто из нее пытаются сбежать

Аналитики чаще вспоминают кандидатов в депутаты от семей, находящихся на вершине украинской власти. Но не обращают внимание, насколько ярче парни попроще, становясь кандидатами, демонстрируют желание сбежать из правящей партии.

Партии Регионов Украины пророчат не самое светлое будущее. И если главные оппоненты заявляют, что буквально с дня на день ожидают развала этой политсилы, то аналитики и депутаты более сдержаны в своих оценках. Здесь чаще говорят о серьезном оттоке штыков. Так или иначе, ПР ждет развал, считают многие. Вопрос лишь в том, насколько этот развал будет катастрофичным.

Одним из первых о развале заговорил народный депутат Тарас Чорновил, и то после своего выхода из фракции партии в парламенте. То ли выход пытался оправдать, то ли убедить политикум в своей дальновидности? Не важно. Главное то, что многие аналитики тоже склонны полагать, что «региональную лодку» вот-вот заштормит.

Посыл вроде «все партии рано или поздно распадаются» мы брать во внимание не будем. Он справедлив, конечно, но как-то избыточно очевиден и не привязан ни ко времени, ни к причинам распада. Поэтому следует остановиться на более приземленных, что ли, вещах.
Политические эксперты давно и резонно отметили одно важное обстоятельство: Партия Регионов основана (да и держится доныне) не на идеологических, а на политических интересах. В этой связи следует рассматривать возможные перемещения партийцев как в бизнесе, как на политических орбитах, так и во взаимоотношениях друг с другом. Примечательно и то, что регионалы в разговорах с нашими корреспондентами никогда не скрывали, что они разные, что партия во многом напоминает лоскутное одеяло, правда, очень крепко и искусно сшитое.

Так вот, эксперты отметили несколько обстоятельств. Действительно, нужно учитывать бизнес-составляющую Партии Регионов, но при этом учесть жесткую партийную централизацию. Огромная централизированная политсила поневоле неоднородно распределит раздаваемые своим участникам кусочки государственного пирога.

Так, совершенно естественно, появляется ряд недовольных, желающих либо сбежать из партии, либо попытаться перекроить партию изнутри. Собственно, так и создается внутренняя оппозиция. До недавнего времени (собственно, после проигрыша на выборах и ареста Тимошенко) аналитики строили свои прогнозы на том, что у Партии Регионов нет крупного внешнего врага. Значит, полагали они, лишь внутренняя оппозиция развалит ПР.

Неожиданно оказалось: все не так просто. С началом парламентской гонки внешние недруги оживились, а сама Партия Регионов попыталась сплотиться. Возникает лишь вопрос, что получилось из таких попыток, и так уж искренни партийцы в своем стремлении сомкнуть ряды?

А выходит следующее. Начать можно бы с кого угодно… да взять бы премьерскую семью. Сын Николая Азарова Алексей баллотируется по мажоритарке где-то в дебрях Донетчины. С одной стороны, ищет в депутаты в выигрышном месте, конечно. С другой же, стоит обратить внимание на тот факт, что человек, которому запросто могло быть обеспечено место в партийном списке, идет вне этого списка. Такое складывается впечатление, что Николай Яныч сам хочет сбежать не покой, а семью свою пристроить так, чтобы и как бы при партии, но и руки можно было бы умыть.

И вот, Азаров выводит своего сына в тень. Заметим, это откровенная пророссийская составляющая действующей партии власти. Не следует ли предположить, что следом за Азаровым благополучно во «внепартийную тень» уйдут люди Валерия Хорошковского, Дмитрия Фирташа? Вопрос чисто риторический…

Если же спуститься пониже, то сможем найти еще ряд странных «регионалов». Так, в Броварах Киевской области баллотируется некто Сергей Федоренко, которого за глаза называют «массажистом» Азарова. Ладно, забудем про Азарова. От ПР по Киевщине идет и доставший всех «спивочый ректор» Поплавский.

На Волыни в мажоритарку уже ушли целые миниолигархи – Игорь Палица, Игорь Еремеев, Сергей Ковальчук. Да, делиться впечатлениями можно бесконечно. Оставим лишь в покое Донецкую область и Крым, где неважно, быть в списке или в мажоритарке – всюде проходят регионалы. А вот, скажем, на Луганщине разгорелась нешуточная предвыборния борьба между регионалами. Что, как нам кажется, показывает, насколько мандат дистанцирующегося от ПР кандидата может быть ценен.

Занятнее всего в «тихих» центральноукраинских округах. Так, по 196-му избирательному округу (Черкасская область) баллотируется местный сахарный барон Геннадий Бобов. Сначала было все просто: Бобов своевременно переметнулся от Ющенко и Тимошенко в Партию Регионов. Даже смог укрепиться в бизнесе, сделаться близким к губернатору Сергею Тулубу депутатом обласнтого совета.

А вот дальше будто сбой программы сделался. Геннадий Бобов (большой, кстати, специалист легко и ненавязчиво менять политическую ориентацию) стал все чаще рассказывать избирателям, что он внепартийный самовыдвиженец. Чем дальше, тем «страньше и чудесатее», как писал Льюис Кэрролл. Только сейчас Бобов за ручку с Тулубом открывает новый объект, выслушивает благодарности от губернатора, а уже через час на встрече с избирателями рассказывает, как он отказывается идти на выборы с Партией Регионов.
Регионалы, надо сказать, тоже не дети. Они понимают, что найти замену Бобову в одномандатном округе уже не успеют, на пятки их кандидату уже взялись всерьез наступать мажоритарщики самой разной раскраски. И вот деваться некуда: Гену влекут в ПР, сам он неистово открещивается от благодетелей. В общем, бедный сахарозаводчик – и оставаться невозможно, и сбежать не дают. Узник замка Иф какой-то.

А как результат – вопрос для аналитиков. Ну, и для электората заодно. Если из партийного «ковчега» разбегаются не только зубры, не только крысы, но даже мухи остерегаются оставаться на борту, о чем это говорит? И вот ведь в чем дело: зубры мощны, но неповоротливы. А мухи чувствительны и пронырливы. Они чаще угадывают нависающую мухобойку.

Как здесь быть партии власти? Судя по всему, мух вроде Геннадия Бобова таки припугнут. Главное, есть чем: его упражнения с арендованными крестьянскими паями, невыплатами на заводах, непонятными схемами приемки зерна и скупки молока давно отмечены в прокуратурах разных уровней. Только вот ход этим делам пока мудро не дают.

С другой стороны, отдельно взятого сахарного Геннадия (ну, допустим, масличного или рудокопного парня) строгие регионалы за хвост ненадолго удержат. А вот что будут делать с остальными, заспешившими спускать на воду спасательные шлюпки?

Наша Версія

 

You may also like...