Газ отбросил Украину до «мусорного» уровня

Агентство Moody’s понизило рейтинг Украины до «мусорного» уровня В3, за то что она не смогла договориться с Россией по газу

 Агентство Moody’s понизило рейтинг Украины на одну ступень до «мусорного» В3. Предсказуемость политики и перспектив страны ухудшается, объясняет агентство. В частности, из-за того что она не смогла договориться с Россией о цене на газ, пишет «Газета.Ру». .

Международное рейтинговое агентство Moody’s понизило рейтинг Украины с В2 до В3, опустив еще глубже на неинвестиционные, или «мусорные», ступени, прогноз «негативный». Свое решение Moody’s объяснило тремя «взаимосвязанными факторами». Это снижение «институциональной устойчивости Украины» из-за «падения предсказуемости государственной политики и падения прозрачности статистики». Moody’s критикует страну за недавние специальные административные меры на валютном рынке, а также за то, что Национальный банк Украины с января 2012 года не публикует ежеквартальные обновления.

Страна отказалась от проведения реформ, предусмотренных программами Международного валютного фонда (МВФ), укоряет агентство, а также не смогла «договориться о новой цене на газ с Россией в течение более 12 месяцев».

Украина добивается пересмотра цен на российский газ и объема его поставок. Действующие газовые контракты до 2019 года были заключены еще в 2009 году Юлией Тимошенко, тогда премьер-министром Украины. Но в них цена газа привязана к мазуту и газойлю с ориентиром на рынок Италии, один из самых дорогих в Европе, что не устраивает власти Украины. Россия неоднократно говорила, что согласна пойти на снижение цены для Украины, но лишь в случае, если страна предоставит российскому «Газпрому» доступ к своей газотранспортной системе или вступит в Таможенный союз. Украина пока не соглашается ни на то ни на другое. Из-за высокой цены российского газа Киев попытался сократить его потребление. По контракту Украина должна закупать 52 млрд кубов в год, но в середине июня 2012 года «Нафтогаз Украины» подал заявку на 2013 год лишь на 27 млрд кубометров, а в ноябре опустил планку до 20 млрд кубометров.

Вторая причина снижения рейтинга — «дефицит внешней ликвидности, повышающий валютные риски, а также риск более масштабного финансового и экономического кризиса».

Валютные резервы Украины упали на 23%, до $24,8 млрд, к концу октября 2012 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, пишет агентство.

Сокращение резервов объясняется интервенциями Национального банка для поддержания курса гривны на фоне ухудшения платежного баланса страны, увеличения потребностей в обслуживании внешних обязательств и роста спроса на валюту со стороны населения. По прогнозам МВФ, к концу года золотовалютные резервы Украины составят $24 млрд, хотя еще в сентябре они были $30 млрд, и глава Нацбанка Сергей Арбузов опровергал опасения на этот счет. В 2013 году Украина должна погасить обязательства на $8,9 млрд против $7,5 млрд в 2012 году.

Третья причина ухудшения кредитоспособности страны — ее «сравнительно слабые экономические перспективы». Прирост ВВП Украины в третьем квартале 2012 года прекратился. По итогам года он может составить 0,5% после 5,2% в 2011 году, считают эксперты Moody’s. На 2013 год прогнозируется рост ВВП на уровне 1,5%.

«Ситуация на Украине достаточно сложная, риски настолько явные, что были понятны и без сигнала со стороны Moody’s, — говорит главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик. — Сложности есть с платежным балансом, с небольшим количеством валютных резервов. Бороться с падением курса национальной валюты власти пытаются усилением валютного контроля, что вряд ли можно назвать эффективным средством. Валютные риски растут, и экономические риски высоки».

По словам экономиста, такого рода понижение было заложено в котировки украинских бумаг, поэтому он не ждет значительной негативной реакции после выхода новости. «Многое теперь будет зависеть от дальнейшей политики страны. Ситуация может быстро исправиться, если удастся возобновить реализацию программ МВФ, но для этого придется пойти на непростые меры — сокращение бюджетного дефицита и рост регулируемых тарифов», — считает Лисоволик.

You may also like...