Компьютерные игры: опасность, игра или искусство?

О компьютерных играх некоторые эксперты обычно вспоминают в негативном контексте – говоря об игромании или о пропаганде насилия. Однако большинство специалистов отмечают: видеоигры уже давно является частью современной культуры. Более того, в мире продолжается дискуссия относительно того, являются ли они искусством. Например, в Германии в 2008 году разработчики игр официально вошли в состав культурного совета этого государства.

 Сегодня видеоигры – полноценный пласт современной культуры, считает Алексей Мельник , главный редактор украинского интернет-издания PlayUA. Впрочем, самые популярные игры, по его словам, трудно назвать художественным достоянием. «Это такие игры, как Call of Duty или Battlefield, где много взрывов, действия и присутствует драматическая история. Это то, что люди чаще покупают и на прохождение чего тратят больше всего времени. С позиции людей, изучающих это как искусство, такие игры, которые пользуются большой популярностью, не представляют большой художественной ценности», – говорит он.

Осенью прошлого года Музей современного искусства в Нью-Йорке приобрел для своей коллекции 14 компьютерных игр, ставших классикой, среди которых такие как Spacewar 1962 года, так и более известные The Sims и Portal. В экспозиции они появятся уже в марте. Это событие вызвало дискуссию среди критиков.

Журналист британского издания The Guardian Джонатан Джонс категорически утверждал, что игры произведениями искусства быть не могут. Ведь игра предусматривает непосредственное участие игрока, а значит, вполне автору не принадлежит. Мол, нет автора, нет и произведения. Его оппоненты убеждают, что художественная ценность игры определяется ее эмоциональным и эстетическим наполнением, а также опытом, который получает игрок.

Сергей Гальонкин , украинский блогер и маркетолог, специализирующийся на игровой индустрии, объясняет, что игровая культура, как и любая другая , делится на массовую и закрытую. «Когда мы говорим о массовых играх типа Call of Duty, мы можем сравнить их с массовым кино, например, с «Армагеддоном».

Это поп-культура. С другой стороны, есть такие игры, как Journey или Heavy Rain , которые также продаются хорошими тиражами, но в которые играет развитая аудитория. Недавно игра Journey получила 8 наград на конференции разработчиков игр DICE И ее разработчик зачитывал трогательное письмо от девушки, которой эта игра помогла пережить смерть отца», – рассказывает он.

Специалисты отмечают: компьютерные игры становятся одной из рефлексий на то, что происходит в современном мире. Существует, например, онлайн-игра «Мир без нефти», где участники пытаются выжить в эпоху энергетического кризиса. По словам ее разработчиков, многие ее участники впоследствии меняют свои повседневные привычки. Или Frontiers – «Границы» – компьютерная игра на тему беженцев, которую разрабатывают в Австрии.

Что касается пропаганды насилия, то Сергей Гальонкин в своем блоге сравнивает списки лучших фильмов и игр за 2011 год: из десяти фильмов в списке сцены насилия у восьми из них, в перечне игр – в четырех из десяти.

Сегодня в видеоигры вкладывают больше денег, чем в фильмы, ведь этот рынок стал прибыльнее чем кино, говорит редактор PlayUA Алексей Мельник. В Украине в этой отрасли работает около семи тысяч специалистов и ежегодно эта цифра растет. «Единственная проблема в том, что у нас нет должного образования, которое бы помогало человеку овладеть этой профессией, – рассказывает Алексей Мельник. – И все, по сути, самоучки. Но поскольку украинцы талантливые люди, им это удается неплохо ». По словам Алексея Мельника, сегодня в Украине есть четыре крупные компании, которые разрабатывают видеоигры. До 2011 года действовала также GSC Game World, известная по таким играми, как «Сталкер» и «Казаки», однако она при неизвестных обстоятельствах прекратила свое существование.

Кроме компьютерных все больше внимания сегодня уделяется разработке мобильных и кросс-платформенных игр (то есть тех, которые подходят сразу для нескольких операционных систем). Максим Грынив – украинский программист, 2011 года его игра Contre Jour получила награду за лучшую игру для планшетов в конкурсе от компании Apple. Он говорит, что с развитием новых технологий люди стали играть больше. Но желание играть в человеке заложено природой, считает он. «Если человек получает от окружающего мира положительную обратную связь, он получает от этого удовольствие.

Ты считаешь, что ты сделал что-то правильное и полезное, и твой мозг за это тебе дает серотониновую конфету. В играх используются те же рычаги. Пока мы люди, мы будем играть », – говорит программист. Максим Грынив говорит, что работа над игрой происходит на стыке музыки, изобразительного искусства и программирования. Поэтому если первые две составляющие можно считать искусством, то и игры – также, считает он. Сейчас программист работает над новой игрой для планшета – это стратегия, проходя которую, игрок создает собственную музыку. // Радио свобода

You may also like...