«Выйдя на свободу, убийца нашего сына хвастался: «Кто сказал, что деньги не решают всё?»
В Кицмане Черновицкой области 30-летнего зятя местной чиновницы, который на глазах у десятков людей просто так убил парня, суд освободил от наказания, расценив его действия как… обычное хулиганство. В городе не утихают митинги — люди требуют для преступника справедливой кары
В прошлом году страну потрясло решение Ровеньковского райсуда Луганской области, оправдавшего милиционера Дениса Давыдова, который жестоко убил свою жену Юлию Наумчик. Суд пришел к выводу, что убийство было, а вот преступления… не было, потому что в момент убийства Давыдов якобы находился в состоянии патологического аффекта, то есть не осознавал, что делал, и поэтому, дескать, невменяем. Приговор вызвал возмущение не только у прокурора и родителей погибшей Юлии, но и у многих жителей Луганской области. Люди организовывали массовые митинги, требуя справедливого правосудия. К делу подключились журналисты и правозащитники. В результате Апелляционный суд Луганской области отменил оправдательный приговор, дав Давыдову пожизненный срок. Судей, которые его оправдали, позже уволили и лишили всех льгот и привилегий.
Не менее вопиющая ситуация произошла и в Черновицкой области. 30-летний зять местной чиновницы за жестокое убийство человека получил условный срок. Несмотря на показания свидетелей и запись камеры видеонаблюдения, зафиксировавшую, как он разбивает биту о голову своей жертвы, суд посчитал эти действия не умышленным убийством, а всего лишь… хулиганством.
«С собой берите ножи и стволы — будем резать и убивать»
— О том, что в нашей стране далеко не все судебные приговоры бывают справедливыми, я, конечно, слышала, — сетует мать погибшего Лариса Савко. — Не раз читала об этом в вашей газете. Но не думала, что столкнусь с этим сама. Наша небольшая семья — я, муж, сын и дочь — никогда не имела дела с судами и уж тем более с криминалом. Своего убийцу сын не знал даже наглядно. Саша был порядочным человеком, хорошим семьянином, никогда не лез в разборки, ни с кем не выяснял отношений. До сих пор не могу понять: зачем в тот злополучный вечер ему понадобилось ехать в гостиницу?
— Хотел встретиться с другом, — тяжело вздыхает отец Саши Василий Иванович. — Сын раньше трудился на предприятии, даже занимал руководящую должность. А потом попал под сокращение. Понимая, что должен обеспечивать жену и девятилетнего ребенка, начал активно искать работу. В тот день вечером созвонился со своим кумом Романом. Рома сказал, что нашел для него хорошее место. «Подробнее расскажу при встрече, — пообещал. — Только я сейчас не дома — уехал по делам в гостиницу. Может, и ты сюда подъедешь?» Саша согласился.
Нас с женой там не было, но, посмотрев видеозаписи (во дворе гостиничного комплекса установлены камеры видеонаблюдения), мы теперь знаем, что и как произошло. Когда сын подъехал к гостинице, там уже были Рома и его знакомая Марьяна. Саша видел эту девушку впервые в жизни. «Там, около гостиницы, они и познакомились, — рассказывал на суде Роман. — Я сам подъехал туда по просьбе Марьяны. Накануне она позвонила и, сильно волнуясь, попросила меня помочь. Работая в банке, Марьяна неоднократно одалживала деньги своему приятелю Руслану (имя изменено. — Авт.). Тот обещал, что вернет с процентами, но не отдавал ни денег, ни обещанных процентов. Когда Марьяне срочно понадобились деньги, она стала настаивать на возвращении долга. Руслану это не понравилось, он начал избегать девушки. Марьяна продолжала ему звонить». И вот однажды, по словам Ромы, эти двое наконец договорились. Руслан согласился отдать долги и назначил девушке встречу возле гостиницы. За несколько лет знакомства с Русланом Марьяна уже знала, что это за человек. Он не выезжал из дому без биты и травматического пистолета — чтобы продемонстрировать, что с ним лучше не связываться. Очевидно, побаиваясь своего должника, Марьяна и попросила Рому поехать на встречу вместе с ней.
— Вот только денег Руслан опять не привез, — продолжает Лариса Савко. — Непонятно, зачем вообще назначил встречу. Марьяна потребовала вернуть долг. Тем временем к гостинице как раз подъехал наш Саша и, заметив Рому, подошел к нему поближе. Руслан же отошел в сторону и кому-то позвонил. Как выяснилось позже, своему отцу. «От того, что я услышала, у меня волосы встали дыбом, — рассказывала на суде Марьяна. — Он закончил разговор фразой: „Берите ножи и стволы — будем резать их и убивать“. Хотела предупредить Рому, но не успела — Руслан снова подошел к нам». Говорить при нем Марьяна побоялась. «Подождите чуток — сейчас люди привезут ваши деньги, — сказал Руслан. — Раз уж так необходимо…» И действительно — через несколько минут к гостиничному комплексу подъехала машина.
— А дальше все происходило как в боевике, — качает головой Василий Иванович. — Саша разговаривал с Ромой и даже не увидел, что у гостиницы остановился автомобиль. Неожиданно из машины выскочили двое мужчин с битами и пистолетом. А Руслан, увидев, что приехали «свои», схватил биту, подбежал к нашему сыну и с размаху ударил его по голове. Да так сильно, что бита… раскололась на части. Саша пошатнулся, но удержался на ногах. Тогда один из приехавших мужчин несколько раз выстрелил в него из пистолета. А потом подбежал второй и вонзил сыну в спину нож.
— Не просто в спину, а именно в сердце, — вздыхает Лариса Савко. — Все, что мы сейчас рассказали, произошло за несколько секунд. Рома с Марьяной не успели ничего сделать — все было слишком быстро и неожиданно. Я много раз задавала себе вопрос: почему они полезли именно к Саше? Ведь даже по записям камер видеонаблюдения видно, что спорил с Русланом не сын, а Роман. Саша вообще оказался там случайно.
— Наверное, потому, что он стоял к Руслану ближе всех, да еще и спиной, — предполагает Василий Иванович. — Со спины ведь нападать легче.
Расправившись с Сашей, бандиты остановились и огляделись по сторонам. У Марьяны началась истерика, Рома подбежал к охранникам гостиницы: «Человека зарезали! Вызывайте милицию!» «Не могу, — развел руками охранник. — Могу только своему хозяину позвонить. Если он разрешит, тогда ладно…» Марьяна тем временем уже звонила в «скорую».
«Невестка объяснила Кирюше, что теперь папа наблюдает за ним с небес»
— Тогда же выяснилось, что пострадал и Роман, — продолжает Василий Иванович. — Когда один из бандитов открыл стрельбу, Роме пуля попала в голову. А Марьяну Руслан сильно ударил по лицу… Не дожидаясь приезда «скорой», бандиты бросили сына в машину и куда-то повезли. Раненый Рома и Марьяна остались ждать милицию.
— Они подумали, что убийцы решили избавиться от тела сына, — говорит Лариса Савко. — К счастью, этого не произошло. Бандиты привезли сына в больницу, но он уже был мертв. Там, около больницы, их догнали сотрудники милиции. Руслана задержали. А остальных двоих правоохранители сначала задержали, но затем… отпустили. И это при том, что Рома с Марьяной рассказали, как один из них стрелял, а второй вонзил сыну в сердце нож! «Как вы могли их отпустить? — не мог поверить муж. — Это же опасные преступники». Милиционеры переглянулись: «Они сказали, что только сбегают в аптеку за лекарством для пострадавшего — и сразу вернутся». Что касается сына, то ему уже не могли помочь никакие реанимационные мероприятия. Саша умер еще в машине.
— Я узнал о случившемся только под утро, — вспоминает Василий Иванович. — Мне позвонил родственник, которому рассказали о трагедии соседи. Я долго не мог поверить. В голове не укладывалось: кому и зачем понадобилось убивать Сашу? У сына не было ни долгов, ни конфликтов — он просто поехал на встречу к другу. Самое страшное было впереди — нужно было сообщить эту новость жене, которая была на заработках за границей, невестке и девятилетнему внуку. Саша был счастлив в браке, они с супругой души не чаяли друг в друге. За несколько часов до трагедии вместе с сынишкой ходили с кино… Сообщить Кириллу о смерти папы мы не смогли. Сказали, что он уехал в Киев. «Я хочу поговорить с ним по телефону, — не сдавался Кирюша. — Он же всегда берет с собой телефон!» «А в этот раз забыл, — пытаясь справиться с комом в горле, возразил я. — Ты не переживай, с ним все в порядке». Но Кирюша не мог успокоиться. Видя, как внук плачет по вечерам и просит найти папу, мы все-таки рассказали ему, что Саша умер. Невестка объяснила Кирюше, что теперь папа наблюдает за ним с небес.
— Я сама в это верю, — признается Лариса. — От мысли, что сын где-то рядом, становится легче. Если бы я смирилась с тем, что Саша погиб, точно сошла бы с ума. Мы с мужем не оставляли надежды, что двоих негодяев, которым удалось скрыться, все-таки задержат. Это, кстати, были отец и брат Руслана. Их объявили в розыск, но так и не нашли. Руслана же арестовали. За все это время никто из его родственников перед нами даже не извинился. Впрочем, нам и не хотелось их видеть. Хотелось лишь одного — чтобы убийцу справедливо наказали.
В судебном заседании свидетели подтвердили вину подсудимого. Главным доказательством вины Руслана и его родных стали записи камер видеонаблюдения. Но на предпоследнем заседании родителей погибшего ждала неприятная неожиданность.
— Во время дебатов прокурор, который до этого обвинял Руслана по статье «Умышленное убийство, совершенное группой лиц по предварительному сговору», вдруг заявил, что хочет изменить статью обвинения, — вспоминает Василий Иванович. — И изменил ее на… «Хулиганство». Нашего мнения никто даже не спросил. Я посмотрел на прокурора, но тот, встретившись со мной взглядом, отвернулся. На этом заседание закончилось. На оглашение приговора Руслан почему-то приехал с вещами. И если раньше стоял, опустив глаза в пол, то в этот раз вел себя очень уверенно. У меня появилось нехорошее предчувствие. По измененной статье Руслану грозило уже не пятнадцать, а всего лишь восемь лет лишения свободы. Оглашая приговор, судья объявил: «Подсудимого признать виновным и назначить ему наказание в виде пяти лет лишения свободы. Однако на основании статьи 75 Уголовного кодекса Украины освободить осужденного от отбывания наказания с трехлетним испытательным сроком». Я не юрист, поэтому не понял, что это означает. Руслан расплылся в удовлетворенной улыбке. У нашего адвоката от недоумения вытянулось лицо. Конвоиры тут же открыли «клетку», и Руслан, подхватив свои вещи, вышел на свободу. «Что вы делаете? — закричал я. — Зачем выпускаете убийцу? Его же признали виновным!» Потом мне объяснили: испытательный срок значит, что сейчас его отпускают на свободу, и если в течение трех лет он не нарушит закон, судимость будет считаться погашенной. И это за жестокое убийство человека!
«Если тебе дорога жизнь, скажи в следующий раз, что этот Саша меня избивал, а я защищался»
В приговоре Кицманского райсуда Черновицкой области неожиданное решение объясняется так: «Подсудимый, находясь в общественном месте, грубо нарушая общественный порядок, из хулиганский побуждений и мотивов явного неуважения к обществу, которое сопровождалось особой дерзостью, с применением деревянной биты, предварительно заготовленной для нанесения телесных повреждений, преднамеренно нанес Савко А. В. тяжкие телесные повреждения, путем нанесения ударов в разные части тела, опасных для жизни в момент нанесения. Однако в причинной связи с фактом наступления смерти эти удары не находятся».
— Иными словами, суд посчитал, что хоть Руслан и жестоко избил сына, но умер Саша не от этого, а от удара ножом в сердце, который нанес родственник подсудимого, — говорит Василий Иванович. — То, что Руслан начал избиение и специально позвал родственников на помощь, предупредив, чтобы взяли с собой оружие, суд не посчитал весомым аргументом. Хотя об этом в судебном заседании не раз заявляла Марьяна. Ей, кстати, сейчас угрожают. Выйдя на свободу, Руслан почти сразу пришел к ней и сказал: «Не думай, что твои показания на что-то повлияют. Как видишь, я на свободе. Если тебе дорога твоя жизнь и жизнь твоих близких, скажи в следующий раз, что этот Саша меня избивал, а я защищался». «Я сказала, что это бесполезно — ведь есть записи камер видеонаблюдения, на которых все видно, — рассказывала Марьяна. — Но он и слушать не стал». Вскоре до нас дошли слухи, что убийца ходит по городу и… хвастается. «Смотрите и учитесь, — гордо заявлял он (это слышали наши соседи). — И кто сказал, что деньги не решают все? Сто тысяч долларов могут справиться с любой проблемой».
— Наши гражданские иски о возмещении ущерба суд оставил без рассмотрения, — возмущается Лариса Савко. — Чтобы заработать на памятник сыну, мне пришлось опять ехать за границу…
Неожиданное решение суда местные жители не оставили без внимания — первыми на защиту пострадавших встали черновицкие журналисты. После чего люди устроили в райцентре митинг. Требовали привлечь к ответственности не только преступника, но и судью Кицманского райсуда Мизюка, отпустившего убийцу на свободу. Этот вопрос поднимали даже народные депутаты в Верховной Раде. В итоге апелляционный суд отменил решение райсуда.
Так, коллегия судей Апелляционного суда Черновицкой области пришла к выводу, что приговор «является незаконным и необоснованным и подлежит отмене». Судьи признали, что незаконным является даже изменение статьи обвинения, ведь все доказательства говорят о том, что действия осужденного были не хулиганством, а умышленным убийством. Дело вернули на повторное рассмотрение.
— К сожалению, опять в Кицманский райсуд, — сетует Лариса Савко. — Остается надеяться, что история не повторится. Спасибо местным жителям и журналистам, которые нас поддержали — если бы не митинги, возможно, мы вообще ничего не добились бы. А так хотя бы появилась надежда.
Екатерина Копанева, «ФАКТЫ»