«Неосторожное» убийство на автозаправке
Убийство на одной из заправочных станций Конотопа в августе 2012 года изрядно взбудоражило местную общественность. Убитый был сыном активиста-свободовца, и «Свобода» распространила сообщение о том, что его смерть была местью его отцу со стороны «банды цыган-наркоторговцев».
В пресс-релизе «Свободы» говорилось: «Игорь Высоцкий, родом из села Раки Конотопского района, собирался ехать в Киев, где работал. Однако доехать до столицы ему было не суждено: только заправил свой микроавтобус, как подъехал белый ВАЗ-2101. По словам свидетеля происшествия – оператора АЗС, из машины вышли пять-семь цыган с металлической трубой, без разговоров и каких-либо предупреждений подошли со спины и подло нанесли мощный удар в голову, проломив черепную коробку. Цыгане-преступники быстро сели в автомобиль и скрылись, а украинца со смертельной травмой оставили умирать.
Отец убитого Борис Высоцкий отмечает, что таким образом ему отомстили за оппозиционную деятельность, поскольку уже не один год он ведет активную борьбу за справедливость и, будучи председателем участковой избирательной комиссии, не допускал фальсификаций на выборах. Также он неоднократно ставил вопрос о том, что местный цыганский центр занимается торговлей наркотиками, подсаживая на этот яд молодых украинцев и принося горе не в одну семью». Конотопская «Свобода» заявляла о сборе подписей за отставку местного начальника милиции, якобы крышевавшего наркоторговцев и покрывавшего их преступления, в т.ч. сексуального характера. Она намеревалась пикетировать областную и Генпрокуратуру, областное управление МВД с требованием немедленно наказать виновных в убийстве, а также ввести смертную казнь за торговлю наркотиками.
Комментируя этот пресс-релиз, УМВД Украины в Сумской области сообщало, что по подозрению в совершении нападения на потерпевшего милиция задержала местного жителя и возбудила уголовное дело по ч.2 ст.296 УК (хулиганство). Учитывая, что потерпевший умер, статья была переквалифицирована на более тяжкую – ч.1 ст.121 УК (умышленное тяжкое телесное повреждение). Задержанному угрожало до восьми лет лишения свободы. Чем же закончилось громкое дело? Судя по тому, что никаких массовых протестов его итог не вызвал, он, видимо, удовлетворил все стороны процесса…
Конотопский райсуд рассмотрел дело, квалифицированное уже не как хулиганство и не как причинение тяжких телесных повреждений, повлекших смерть, а как убийство по неосторожности – ч.1 ст.119 УК.
По данным обвинения, подсудимый, находясь на заправке, вступил в ссору с другим водителем, тот подошел к нему, и обвиняемый кулаками обеих рук одновременно ударил молодого человека в лицо. Тот упал и очень сильно ударился правой стороной головы о бордюр. Как выяснилось, удар и падение с высоты собственного роста стали причиной перелома костей черепа и повреждения головного мозга, от которых пострадавший умер в больнице через несколько дней, несмотря на все усилия медиков. Впрочем, подсудимый не признал и эту версию, заявив, что незнакомый мужчина начал на заправке оскорблять его, говорить гадости о его национальности, затем подошел к нему и ударил его в лицо – а подсудимый, по его словам, уже защищаясь, нанес ответный удар. Когда тот упал без сознания, обвиняемый якобы сделал все, чтобы привести его в чувство. Убедившись, что тот пришел в себя и его знают свидетели конфликта, которые были на заправке, сел в машину и уехал. Таким образом, он только защищался от посягательств и не желал смерти неизвестного.
По словам отца убитого на судебном заседании, оператор АЗС сообщил ему, что сына избили ромы, он приехал в больницу и увидел, что сын находится в крайне тяжелом состоянии. Из Конотопской ЦРБ пострадавшего перевезли в Киев, сделали операцию, но он умер.
Отец заявил, что такие телесные повреждения, как у его сына, не могли быть нанесены таким образом, как описано в обвинительном заключении и показаниях убийцы. Он считает, что его сына намеренно избили и подсудимый, и другие лица, как минимум руками и ногами. Мужчина потребовал для убийцы самого сурового наказания. К его мнению присоединилась и жена убитого.
Один из свидетелей рассказал, что слышал, как заправлявшийся водитель спросил у следующего, ожидавшего своей очереди в автомобиле: «Чего смотришь, цыган?» Затем он занимался своими делами и не видел происходящего. Отъезжая, услышал приглушенный хлопок и увидел, что между колонками лежит один из парней, а второй стоит над ним. Немного дальше стоял еще один парень. У них в руках ничего не было. Он взял воду, подошел к лежащему и начал приводить его в чувство. У него на лице была гематома, а у подсудимого и того парня, который был с ним, повреждений на лицах не было.
Оператор АЗС показал, что, услышав шум, выглянул в окно и увидел, как стоящий к нему спиной подсудимый сделал двумя руками движение к пострадавшему и тот упал назад. Также видел, как того приводили в чувство и как его забрала в больницу скорая. Еще один свидетель попал на заправку уже к шапочному разбору – видел лежащего пострадавшего, вызвал скорую и видел отъезжавшую машину с двумя лицами ромской национальности, одним из которых был подсудимый. На заправке был мужчина, который объяснил ему, что у пострадавшего произошел конфликт с ромами.
По делу проводилось несколько экспертиз. Допрошенный в зале суда эксперт заявил, что уверен: травма, от которой умер пострадавший, была связана именно с падением головой на бордюр и не могла быть следствием ударов рук или ног. По данным экспертов, травм у якобы защищавшегося подсудимого выявлено не было.
По данным четырех экспертиз, причиной смерти убитого было повреждение, полученное при падении о край закругленной бетонной плиты. К такому же выводу пришла повторная, пятая экспертиза. Видимо, именно данные экспертиз были причиной того, что один из свидетелей, в ходе следствия заявлявший, что видел, как пострадавшего избивали руками и ногами подсудимый и его товарищ, в суде уже говорил только об одном ударе – что отвечало данным экспертизы.
Учитывая все показания свидетелей и данные экспертиз, суд пришел к выводу, что подсудимый виновен в убийстве по неосторожности, учел наличие у него ребенка и положительные характеристики, а также не совсем правомочное поведение пострадавшего, и приговорил обвиняемого к лишению свободы на три с половиной года. Впрочем, уже отбытой частью наказания будут считаться два периода содержания его под стражей во время следствия и суда – с сентября 2012 по июль 2013 и с 12 сентября 2013 по 12 декабря 2013 г. Также подсудимому придется выплатить по 80 тыс. грн. морального вреда каждому из родителей и вдове убитого. Впрочем, эти деньги еще нужно взыскать…
Богдана Александрова, «Ваш шанс»
Tweet