Юридический маразм: ушлые пройдохи «патентуют» спички, надгробия и зубочистки (видео)
Пробелы в законах позволяют аферистам легально регистрировать абсурдные патенты.
Надгробная плита и бордюр как интеллектуальная собственность – житель Харьковской области запатентовал куски камня, которые размещают на могиле. Из-за этого остановилось производство на нескольких тысячах украинских предприятий, а грузовики с гранитом на экспорт стоят на границе, говорится в сюжете ТСН.19:30.
В Користышеве добыча и обработка гранита – главный заработок. Сейчас он – под угрозой. Один человек смог запатентовать все то, что в Користышеве делают уже полтора столетия. Гранитную плиту режут алмазными шнурами и дисками. Камень поддается крайне медленно – на одно изделие уходит более суток.
Коростышевский гранит в бывшем Союзе считался лучшим. Не зря из него даже мавзолей Ленину сделали.
Теперь кусок камня – интеллектуальная собственность. Государство выдало патент и на плитку для цветников, и на надгробные плиты. Фактически, на все ритуальные изделия из гранита. Они запатентованы гражданином Антоном Николаевичем Чубом, жителем Первомайского.
Таможня отказывается регистрировать экспортный товар и отсылает к владельцу патента. А тот хочет денег – 25 тысяч грн. за одну машину с плитами.
"Я дал юридическому лицу. Я за это получаю деньги, а они там уже решают, что, где и когда. Обращайтесь в компанию, они правообладатели", – говорит сам Чуб.
В юридической компании, которой Чуб передал права на патент, звонку ТСН не рады. На вопрос, как можно было получить патент на изделия, которые изготавливаются уже 150 лет, представитель фирмы ответил: "А это мои сложности. Я перед вами отчитываться не собираюсь".
Как можно было запатентовать кусок камня – спрашиваем в Государственной службе интеллектуальной собственности. В ответ получаем потрясающее письмо.
"Согласно действующему законодательству, патент на промышленный образец выдается без проведения квалификационной экспертизы под ответственность владельца без гарантии его силы. Во время экспертизы заявки проверка соответствия промышленного образца условию патентоспособности "НОВИЗНА" не проводится", – указано в документе.
То есть хочешь – запатентуй вилку, а хочешь – ложку. Достаточно желания. Никакой проверки не будет. Этим уже активно пользуются. Под запретом почти все, что перевозится через границу: палочки для шашлыка и мороженого, салфетки, зубочистки и тому подобное. В целом в таможенном реестре сегодня более 3000 пунктов
В фискальной службе все подтверждают. Говорят, механизмов препятствовать владельцам патентов не имеют.
Юрист Михаил Ильяшев таких ловкачей называет лаконично: "Патентные паразиты". Его фирма полтора года судилась за спички. Деятельность фабрики, которая их производила, тоже остановили мошенники. В конечном итоге суд признал правоту предпринимателей и отменил патент. Однако никакой компенсации за месяцы простоя они так и не получили.
"Как правило, такие патенты регистрируются на каких-то людей, у которых нет ни имущества, ни совести, и взять с них нечего", – объясняет юрист.
Коростышевские каменщики – вместо идти в суд – вышли на трассу Киев-Чоп. И заблокировали ее. Многокилометровый затор, ссоры с водителями и полицией отменить патент на камни не помогли. Однако сами предприниматели другого способа повлиять на ситуацию не видят. Платить мошенникам коростишевцы не хотят, судиться нет времени.
Люди убеждены, что ситуацию должно решить государство. Которое несовершенным законодательством создало условия для легального бизнеса дельцов на абсурдных патентах – и, соответственно, должно исправить свои же ошибки.
Корреспондент ТСН Александра Митина
Tweet