Лохотрон-2007 — ВКЛАДОиздевательство над украинцами

Нынче, пожалуй, даже самые неисправимые оптимисты, безоговорочно поверившие предвыборным «заманухам» типа «вернем за два года сгоревшие советские вклады», испытывают саднящее чувство досады. И причина тому – до неприличия затянувшаяся эпопея с формированием оранжевой коалиции, преследующая весьма очевидную цель – уйти от ответственности за свои заведомо невыполнимые предвыборные посулы.Cначала БЮТ и НУНС вроде как единогласно согласились исполнить обещанное. Но потом с нарастающей силой пошел процесс разброда и шатания в рядах гипотетических союзников, часть из которых теперь наотрез отказывается ставить свои автографы под проектом соглашения. В итоге вожделенных 226 голосов для принятия «судьбоносных» решений никак не набирается. Короче, разбираться со всей этой «байдой», которую нам сгоряча наобещали, на олимпе власти будут еще очень и очень долго, перебрасывая «чувство вины перед народом» с одной больной головы на другую, такую же нездоровую. Налицо – обыкновенное политическое лицемерие, или, проще говоря, кидалово.

Яркой и наглядной иллюстрацией аналогичного кидка общенационального масштаба служит совсем свеженькое постановление Кабмина, в котором правительство объявило свою готовность выкупать у населения советские сертификаты из расчета 1,05 гривни за один советский рубль. Напомним, что эти сертификаты были выпущены номиналом 250, 500 и 1000 рублей. Сберегательный банк СССР продавал их с марта 1988 года. Выкупаться сертификаты, говорится в постановлении, будут по той же цене, что и все остальные ценные бумаги советских времен, за сертификат номиналом 1000 рублей можно будет получить 1050 гривен.

А теперь давайте прикинем покупательную способность, к примеру, тогдашних 250 рублей и нынешних 250 гривен. Для начала вспомним, что в советские времена зарплата в 250 рублей считалась не просто хорошим, а шикарным заработком. На эти деньги можно было вполне безбедно прожить месяц, не отказывая себе в удовольствии покупать самое дорогое по тем временам базарное мясо по 10 рублей за кило. Помнится, буханка обычного ржаного хлеба стоила 16 копеек, десяток свежайших диетических яиц – рубль двадцать, кило вареной колбасы – 2,20 рубля, «сухой» московской – семь рублей за килограмм.

Все это не идет ни в какое сравнение с ценами сегодняшними, рост которых после выборов приобрел масштабы национального бедствия. 250 гривен хватит разве что только на один поход в супермаркет. Да и то, затариться по полной программе вряд ли получится, если учесть, что самое обычное 2,5-процентное молоко стоит почти пять гривен за литр, творог не бог весть какой жирности – 25 гривен за килограмм, яйца – 6 гривен за десяток, а твердые сыры вообще превращаются в деликатес – их стоимость за кило уже зашкаливает за 50 гривен. Кабмин судорожно пытается совладать с этим всесокрушающим ценовым валом, но получается, как с тем дырявым мешком: в одну дырку солому запихивают, из другой она вываливается.

Мало того, что власть попросту обокрала народ, вернув ему вместо пятака жалкий грош, она еще сделала это с особым цинизмом. К примеру, в упомянутом «сертификатном» постановлении говорится, что средства на выкуп данных ценных бумаг есть не что иное, как невостребованные излишки (!) компенсации, выделенной в прошлом году на возврат обесцененных сбережений!

Рискнем предположить, что излишки эти оказались весьма существенными. Ведь неизвестно, насколько суммы, предназначенные для тех или иных выплат, соответствуют действительной потребности. Поэтому, если выделить на какую-то статью расходов больше денег, чем нужно, окажется, что эти средства просто не будут востребованы. И тогда правительство с чистой совестью вернет их в бюджет, обеспечив таким образом «экономию».

К слову, такой технологией Кабинет министров в полной мере воспользовался в прошлом году, в результате чего удалось «сберечь» для бюджета более 333 миллионов гривен, которые не были выплачены обладателям обесцененных сбережений.

Напомним, что на протяжении 2002-2005 годов бывшим вкладчикам Сбербанка СССР выплачивалась компенсация в размере 50 гривен (в пределах остатка вклада, то есть в том случае, если сумма на счете превышала 50 гривен). За четыре года эти деньги получили практически все, кто хотел, поэтому было решено с 2006 года сделать очередной шаг – во второй раз начать выплачивать всем вкладчикам по 50 гривен. В августе 2006-го правительство Юрия Еханурова приняло постановление, выделив на это более половины предусмотренной бюджетом суммы – 330 миллионов гривен.

Однако вскоре правительство сменилось, и одним из первых постановлений нынешний Кабмин изменил порядок распределения средств на компенсацию. Было решено направить 330 миллионов на выплату 50 гривен тем, кто еще не успел получить их в первый раз. Вместе с 20 миллионами гривен, выделенными на эти цели предыдущим правительством, получалось, что на выплату 50 гривен гражданам, не получившим их в первый раз, направлено 350 миллионов гривен. То есть предполагалось привлечь в Ощадбанк 7 миллионов вкладчиков, которые за четыре года не удосужились получить эти деньги. Естественно, такого количества забывчивых людей в стране нет. Поэтому с самого начала было ясно, что эти деньги востребованы не будут и в конце года вернутся в бюджет.

Но вдруг в конце года концепция резко изменилась. 20 декабря Кабмин издал новое постановление, которым деньги на компенсации были снова перераспределены. На выплату бывшим вкладчикам по 50 гривен оставили только 33 миллиона. Высвободившиеся же 317 миллионов распределили следующим образом:

– 40 миллионов добавили к сумме, которая предназначалась для выплаты наследникам умерших вкладчиков;

– 140 миллионов направили на выкуп облигаций государственного целевого беспроцентного займа 1990 года;

– 137 миллионов гривен – на выкуп казначейских государственных обязательств СССР.

Особенность ситуации заключалась в том, что все расчеты по компенсациям надлежало закончить до 25 декабря. А значит, на то, чтобы сориентироваться в изменившейся ситуации и сходить в отделение Ощадбанка, у граждан оставалось всего пять дней, один из которых был выходным. В результате львиная часть денег, выделенных на компенсации, не была востребована и возвратилась в бюджет.

Улавливаете тенденцию? На календаре уже середина ноября. А механизм выкупа советских сертификатов, даже по заявленным грабительским расценкам, в действие пока не запущен…

Мила Алексеева, «CN-Столичные новости»

You may also like...