Морская болезнь. Кораблекрушения в России множатся и приобретают характер эпидемии

Для российских моряков каждый шторм оказывается неожиданным.

Вчера стало известно о трех новых инцидентах в российских морях. В Каспийском море утром возобновились поиски российского сухогруза «Камюст-1», который накануне днем подал сигнал SOS. На борту корабля находились 12 человек. В ночь на субботу в злополучном Керченском проливе российское судно «Волгодон-5076» столкнулось с камбоджийской «Никой». Оба корабля получили пробоины. А в Японском море вчера затонул груженный лесом танкер «Кастор-1», плывший из Находки в Китай. 12 человек из 36 спасены. Причина катастрофы – смещение груза во время шторма. По мнению экспертов, катастроф было бы меньше, если бы моряков лучше готовили к штормовым условиям.

Поиски пропавшего российского сухогруза «Камюст-1» продолжались вчера в Каспийском море весь день. В поисково-спасательной операции участвовали 10 кораблей, в том числе и одно казахстанское судно, однако успехов она пока не принесла. На борту сухогруза, который направлялся из Астрахани в Иран, было 12 членов экипажа и более двух тыс. тонн стали. Корабль подал сигнал SOS утром в субботу, он терпел бедствие примерно в 170 километрах от дагестанского города Дербент. По словам начальника пресс-службы ГУ МЧС РФ по Астраханской области Полины Авязовой, о судьбе экипажа пока почти ничего не известно, кроме того, что шесть человек имели астраханскую прописку. Судно, приписанное к порту Таганрог, вышло из Астрахани еще 8 ноября и плыло с задержкой, ведь оно должно было быть в Иране 14 ноября. «В субботу в районе, где могло находиться судно, были обнаружены масляные пятна, – пояснил «Новым Известиям» начальник пресс-службы Южного регионального центра МЧС России Олег Греков. – Однако пока ни корабля, ни его обломков не найдено. Планировалось, что в поисках будет задействована армейская авиация, но это оказалось невозможно из-за погоды».

Другой инцидент произошел еще в ночь на субботу в злополучном Керченском проливе. При выходе из Керченского пролива в Азовское море судно «Ника», плывшее под флагом Камбоджи, столкнулось с российским судном «Волгодон-5076», стоявшим на якоре. «Оба корабля получили небольшие пробоины на несколько метров выше ватерлинии, – сообщил «НИ» Олег Греков. – В результате инцидента никто не пострадал, ущерба для экологии на этот раз, к счастью, нет. Судно «Ника» даже смогло продолжить свой путь».

Еще одна катастрофа произошла на Дальнем Востоке, в Японском море. Там вчера затонуло судно с российским экипажем, которое шло под флагом государства Сент-Винсент. «Судно «Кастор-1» затонуло в 300 километрах от берега, от порта Владивосток, – рассказала «НИ» сотрудник пресс-службы Дальневосточного регионального центра МЧС РФ Ольга Алькина. – Корабль, груженный лесом, следовал из Находки в Китай, но попал в шторм, в результате чего произошло смещение груза, и судно очень сильно накренилось на правый борт. Возможно, крепежные устройства оборвались из-за сильных волн и большой качки». Однако 36 членам экипажа удалось вовремя покинуть тонущий корабль. «Они спаслись на четырех плотах, по девять человек на каждом, – говорит Ольга Алькина. – В район бедствия тотчас были направлены четыре находящихся рядом судна. Уже известно, что на борт одного из них благополучно поднялись 12 из 36 пострадавших».

Впрочем, эксперты утверждают, что катастрофу можно было бы предотвратить. «Осенне-зимний период – это период повышенной опасности, – поделился с «НИ» морской эксперт, моряк с 16-летним стажем в водах Дальнего Востока Михаил Войтенко. – Дело в том, что в Японском море в это самое время бушуют антициклоны, дуют штормовые северные и северо-западные ветра. У лесовоза «Кастор-1» был загружен бревнами не только трюм, но и палуба, а это опасно при сильной бортовой качке. Но ведь не только шторм как таковой стал причиной случившегося. Если бы капитан судна принял решение прижаться к берегу, к Корейскому полуострову, то судно наверняка избежало бы катастрофы. Но российские, и не только российские моряки готовы умереть, только бы не прижиматься к северокорейскому берегу, потому что любое судно тотчас же арестовывается пограничниками КНДР. Там можно застрять на долгие месяцы. Более того, иногда суда еще и похищают. В других государствах к чужим кораблям, зашедшим в их территориальные воды в штормовую погоду, относятся лояльно».

По мнению г-на Войтенко, общая причина, по которой в разных российских морях один за другим происходят кораблекрушения, отчасти состоит в том, что многие суда оказываются не готовыми к осенне-зимнему сезону. «Тактика осенне-зимнего судоходства почти во всех российских регионах заключается в коротких перебежках – от порта к порту и от шторма к шторму. А если судно в пути неожиданно застает стихия, правильно вести себя в непогоду умеют далеко не все капитаны».

МАЗУТ ПРОДОЛЖАЕТ РАСТЕКАТЬСЯ ПО ЧЕРНОМУ МОРЮ

Последствия катастрофы в Керченском проливе оказались намного тяжелее, чем можно было представить. Так, общая площадь нефтяного пятна составила более 100 кв. км – об этом стало известно после изучения снимков из космоса. Мазут, по данным экологов, попал уже и за акваторию Керченского пролива, еще дальше распространились легкие фракции нефтепродуктов. На расстоянии 30 километров от места катастрофы загрязненность углеводородами превышает норму в 11 раз. «Кроме того, мазут уже попал и в Черное море, – рассказал «Новым Известиям» житель станицы Тамань, представитель «Экологической вахты по Северо-Западному Кавказу» Игорь Голубенков, – мы исследовали берег до мыса Панагия, и везде там видели пятна мазута»,– рассказал он про поездку на место катастрофы. Кроме того, как выяснилось, спасателям не хватает погрузчиков, и мазут, собранный вручную, растекается обратно в море. Сейчас в уборке прибрежной полосы активное участие принимают пограничники, морпехи и курсанты-милиционеры, которые прибыли в Тамань и развернули там полевой лагерь. Тем временем в порту «Кавказ» идет работа по подъему затонувших судов, снимают с мели сухогрузы и баржи. Вчера водолазы обследовали место, где лежит на дне нос танкера «Волгонефть -139», начаты работы по его подъему и транспортировке. Как сообщила «НИ» представитель Южной транспортной прокуратуры Елена Великова, в отношении капитана порта «Кавказ» возбуждено уголовное дело. Если вина его будет доказана, то ему грозит до пяти лет лишения свободы. Сергей ПЕРОВ, Краснодарский край

АЛЕКСЕЙ ОЛЬШАНСКИЙ, НИ

You may also like...