Из эстонских домов выгоняют «захватчиков» на улицу
В Эстонии полторы тысячи семей могут оказаться на улице: в стране вступает в силу закон о реституции «досоветской» собственностиЭстония приступила к реституции – возвращению домов тем, кому они принадлежали до 1940 г., то есть до советской «оккупации». Тех, кто занимает сейчас «чужую» площадь, попросили срочно очистить помещение. Эдакое раскулачивание наоборот.
В Эстонии, как и в других странах Прибалтики, закон о возвращении отнятой советской властью недвижимости был принят давно, в 1993 году. Но только сейчас закон вступает в силу, а за это время так и не решился вопрос: а что же делать с «оккупантами»? Многие из ныне проживающих в домах старой довоенной постройки не имеют никакого отношения ни к советской власти, ни даже к тем, кто жил там сразу после «оккупации», поскольку дома еще до закона о возвращении продавались и перепродавались, переходили по наследству. Так уж получилось, что эти люди просто попали «под раздачу» и оказались захватчиками поневоле.
После принятия закона о возвращении недвижимости «ныне живущим» дали льготный срок – 13 лет на «подумать». Все это время люди думали, а заодно платили установленную для них льготную аренду – $1,5 за квадрат. Выбора особенного у них не было: власти страны не смогли предложить обещанную альтернативу – муниципальное жилье. Сейчас вот все сроки льготного периода истекли, закон вступил в силу.
В результате без крова осталось 1,5 тыс. семей. Им пока только обещают, что к следующему году построят для них 818 квартир. Даже если обещание выполнят, то на всех жилья все равно не хватит. Да и до следующего года еще дожить где-то надо! И тут страна предложила людям вариант – платить «новым старым» хозяевам рыночную аренду. При этом в Таллинне снять квартиру стоит примерно столько же, сколько в Киеве – от $400 в месяц. Именно столько придется платить, и не каждый потянет такую сумму.
Еще предлагают, как вариант, денежную компенсацию, но только в том случае, когда человек отказывается ждать муниципальное жилье. Тогда он может рассчитывать на 5 тыс. евро. Этой суммы хватит ровно на то, чтобы приобрести 1 кв. м. жилой площади в Таллинне, а если очень постараться, то 1,5 кв. м. Сейчас в столице Эстонии жилье стоит в среднем 3 тыс. евро за квадрат.
Правда, тут же было создано учреждение KredEx, которое предлагает помочь в получении льготного кредита на покупку жилья. А льготы заключаются в том, что первоначальный взнос будет не 34% от стоимости жилья, как сейчас принято в Эстонии, а 10%, плюс еще надо единовременно внести поручительство в размере 3% от стоимости покупки. И если повезет, то этот льготный кредит дадут на 30 лет. Но тут должен совпасть один фактор – фактически, заемщику должно быть на момент получения кредита не больше 30 лет. То есть кредит только для тех, кто спустя 30 лет не превратится в пенсионера. Назвали бы уж тогда льготный «молодежный» кредит. А что «старикам» за 30 делать? Словом, обещанной «бескровной» реституции в Эстонии не получилось.
Хочешь в ЕС – изволь отдать отобранное
Закон о реституции – по сути, не что иное, как результат вступления стран Прибалтики в ЕС. Это требование Евросоюза, и закон этот был написан под страны Европы и их менталитет.
Более-менее гладко реституция прошла в Латвии, где сохранились все книги учета недвижимости. Там выселять людей запретили до тех пор, пока им не предоставят равноценное жилье. Примечательно, что прежние владения были возвращены только 68% граждан Латвии. А вот 15% тех, кто вступил в свои владения, – давно граждане США, 3% недвижимости нашли своих «прежних» хозяев в Австралии, 2% – в Германии, Израиле и Канаде. А вот поляки были против того, чтобы недвижимость возвращалась не полякам, поскольку в довоенной Польше домами и землей владели многие немецкие граждане. Еще польский закон определил, что прежним владельцам возвращаться будет не жилье, а 50% от его стоимости. Иначе в стране просто бы случился кризис.
89-летней москвичке Тамаре Близинской удалось через суд заставить московскую мэрию вернуть ей 24 сотки городской земли, на которой она родилась, и которую ее прапрадед получил еще 200 лет назад. Но прецедент был скорее пиар-ходом для Европы. Вот, мол, как Россия возвращается к демократии! Однако потомков графа Шереметева и Саввы Морозова быстренько урезонили. Не отдавать же поместье Кусково, такой лакомый для города кусок!
Мать Сталлоне «в претензиях» к Одессе
Если бы реституция случилась в Украине, то пришлось бы возвращать отобранное аж с 1917 года, а основные претензии на земли и недвижимость, скорее всего, были бы со стороны поляков. Хотя и в других странах проживает немало потомков прежних украинских домовладельцев. Например, мать известного актера Сильвестра Сталлоне в одном из своих интервью заявила, что один из красивейших домов Одессы – «Три атланта», являющийся наряду с оперным театром визитной карточкой города, принадлежал когда-то ее семье, и она совсем не прочь его вернуть.
Ольга Боткина, Газета по-киевски
Tweet