За что Коля убил Олю?

Раскрыто убийство на автобане А-29 близ Ольденбурга, где от удара брошенной с виадука в ветровое стекло BMW деревянной колоды погибла 33-летняя переселенка, мать двоих детей Ольга К. (см. статью «Смерть от плахи» в «РГ/РБ» № 14/2008).Произошло это около восьми часов вечера пасхального воскресенья, 23 марта. Проведя праздники у родни в Вильгельмсхафене, Ольга с мужем Александром и их детьми – 9-летним Яником и 7-летней Ларой возвращались домой, в рейнвестфальский городок Телгте. До него оставалось около 160 км – часа полтора пути. Но две секунды полета сброшенной с виадука колоды этот путь остановили. А для Ольги остановили вообще все пути, кроме последнего. Проломив ветровое стекло шедшего на скорости 120 км/час BMW, колода весом 6 кг влетела в салон. Сидевший за рулем Александр и находившиеся на заднем сидении дети практически не пострадали. Весь удар приняла на себя сидевшая на переднем пассажирском месте Ольга (как потом высчитали криминалисты, сила удара составила 2 тонны). Обливаясь кровью, молодая женщина скончалась на глазах у мужа и малолетних детей.

Полицейская утечка…

В полиции Ольденбурга для раскрытия этого преступления немедленно сформировали оперативно-следственную бригаду SoKo Brcueke из 22 сотрудников. Через СМИ о трагедии на А-29 широко оповестили население. За информацию, способствующую поимке преступника, полиция объявила вознаграждение в 3 тыс. евро, которое уже через день прокуратура удвоила. Всего в ходе следствия проверено около 700 сообщений граждан и опрошено более 400 жителей округи. Но несмотря на активность розыска, ниточек, ведущих к раскрытию, было не ухватить. Мелькнула, правда, информация о том, что колода, ставшая смертной плахой для несчастной Ольги, могла быть взята из поленницы, обнаруженной у одного из частных домов. Сообщалось также, что сама колода передана экспертам для выявления на ней возможных следов преступника – волокон его одежды, микрочастиц биологического происхождения и т. п. А еще через несколько дней пресс-атташе SoKo Brcke Саша Вайс (Sascha Weiss) объявил, что следствие располагает пригодными для идентификации образцами, позволяющими применить тест на ДНК. Это вызвало негодование нижнесаксонской генпрокуратуры, обвинившей полицию в разглашении следственной тайны. Зато сейчас полиция чувствует себя на коне: виновный – некто Николай, 30 лет, арестован. Как сообщил г-н Вайс, этому помогла та самая информация о тестировании, распространенная с целью заставить преступника нервничать и выдать себя.

Преступник действительно занервничал и себя выдал. Вот только утечка информации была организована в начале апреля, когда в СМИ и появились публикации о возможном ген-тесте и о том, как с его помощью раскрываются преступления даже четвертьвековой давности. А преступника изобличили лишь спустя почти полтора месяца. Причем удалось это вовсе не следствию, а простой журналистке телеканала RTL Инкен Рамелов (Inken Ramelow).

… и журналистское расследование

40-летняя журналистка вышла на Николая не случайно. Он с первых дней попал под подозрение полиции: орудие убийства – тополиная колода – было идентично дровам на участке у его дома. Когда в СМИ прошла информация о ДНК-тесте, Николай добровольно явился в полицию и заявил, что, возможно, на колоде окажутся его отпечатки. Их наличие он объяснил тем, что во второй половине дня пасхального воскресенья ехал на велосипеде по тому виадуку, увидел лежавшую посреди велосипедной дорожки колоду, остановился, взял ее и перенес вплотную к ограде, чтобы она никому не мешала.

Как сейчас заявляют в полиции, это объяснение сразу вызвало у них недоверие: Николай был известен как ранее судимый за кражи наркоман-героинщик. Он и на сей раз, по его словам, ехал к знакомому наркодилеру. И чтобы такой субьект вдруг проникся заботой об окружающих?.. Тем не менее «разговорить» его на признание сыщики тогда не смогли – и он остался в категории свидетелей. Как уж раздобыла эту информацию Инкен Рамелов – ее профессиональный секрет, но реализовала она ее блестяще! Потому что когда вечером Троицы, 12 мая, по каналу RTL показали ее интервью с Николаем, ни у кого, в том числе и у следствия, не осталось сомнений, что убийца именно он.

Ужасно. Как он признал позже, на виадук он приехал со взятой из дома колодой. Для чего? А именно чтобы швырнуть в машину. Какую? Да любую, какая в тот момент окажется внизу. Зачем? А от разочарования в жизни!

Мистический нюанс

Примерно такой диалог между Николаем и сотрудником SoKo Bruecke состоялся через неделю после того, как передача Рамелов вышла в эфир. Но вначале он твердил свои прежние показания: ехал – увидел колоду – отодвинул ее – поехал дальше. Переломный момент наступил, когда подозреваемому предъявили результаты сравнительного анализа микрочастиц с колоды и образцов почвы, взятых у его дома: по заключению экспертов, они почти идентичны. Тогда он и сделал признание.

Что его ждет? Вплоть до пожизненного заключения. Раскаивается ли он? Говорит, что да, но в искренность его слов как-то не верится. Потому что есть в этом деле почти мистический нюанс, вызвавший горестный вздох даже у видавших виды сыщиков, но оставивший подонка равнодушным. Он, как и его жертва, – переселенец из Казахстана, Ольгин земляк. Вот так.

Этот факт придает особый трагизм происшедшему. Ведь пять лет назад, когда Ольге К. было 28, ей уже объявляли приговор: у нее обнаружили рак. Но врачебный вердикт лишь придал молодой женщине стойкости: она не могла позволить себе сдаться, ведь у нее на руках двое малышей! И она победила болезнь! Детям больше не угрожала опасность остаться без мамы, а мужу – без любимой светло-русой красавицы-жены. И мог ли кто представить, что смерть свою Ольга примет от рук земляка?..

Я не стану завершать этот очерк рассказом о том, как, переехав в Германию 14-летним подростком, к своим тридцати молодой мужик стал отмороженным убийцей. Память его жертвы нельзя осквернять таким эпилогом. Мир праху твоему, Оля! И самые искренние соболезнования Александру и всем родным и близким погибшей.

Сергей Дебрер, Русская Германия

You may also like...