В Челябинской области восьмиклассник повесился из-за троек
«Цените и берегите жизнь, – писал в своем последнем сочинении по литературе восьмиклассник Михаил. – Чем дольше вы проживете, тем мудрее станете и большему научитесь». А через несколько дней отец нашел Мишу в петле. Предсмертной записки восьмиклассник не оставил.
Село Смородинка города Миасса, где живет Мишина семья, застыло в траурном ступоре.
– Он дружил и с одноклассниками, и с ребятами постарше, – дрожащим голосом говорит замдиректора школы Ольга Голунова. – За советом – к нему. Пошалить, похохотать тоже мастер. Ум живой, чувство юмора тонкое. У родителей обожаемый старший ребенок (есть еще дочка), бабушки в нем души не чаяли, иначе как «наш Минюня» не называли. Да и нам Миша нравился – очень требовательный к себе, ответственный, с организаторскими способностями.
Трагедия случилась в последнюю неделю перед каникулами. Тот страшный день у Миши начался как нельзя лучше. В школу он явился в новом костюме и белоснежной рубашке. Учителя не могли пройти мимо нарядного воспитанника: «Миша, да тебе только за внешний вид можно «отлично» поставить». Подросток расплывался в улыбке. После уроков в дневнике школьника красовались два «пятака» и четверка.
На торжественной линейке способного мальчика отметили за участие в фестивале науки и творчества. Педагоги до сих пор вспоминают, с каким блеском в глазах он получал сладкий приз, а потом бегал по коридорам, размахивая кульком.
Оценки можно было исправить
– После уроков мы с Мишкой решили посмотреть журнал с оценками, – рассказывает лучший друг Саша Шмелев. – Вечером было намечено родительское собрание. Миха насчитал у себя десять трояков за четверть и сильно расстроился. Уже после его смерти мы с учителями сверили оценки. Выяснилось, что лишь одна тройка была твердой, остальные – спорные. Их можно было исправить.
– Я тоже заметила, что мальчик как-то скис, – у заместителя директора по воспитательной работе Ирины Мосяевой красные глаза.
– Позвала его поговорить. Мы вместе пошли к учителям, договорились подтянуть оценки. Миша сам побывал в кабинете информатики, обещал подготовиться к пятничному занятию и попросил его первым вызвать к доске.
Вечером Мишина мама Светлана Александровна пришла на собрание в школу. В школе она председатель родительского комитета. По образованию педагог, работает воспитателем в детском саду. На собрании целый час говорили о победителях олимпиад, поздравляли мам с наступающим Днем матери…
Когда родителей пригласили разойтись по классам, в коридоре раздался крик:
– Несите нашатырь!
Белая как полотно Светлана Александровна сползала по стенке. Рядом стоял муж с неподвижным от горя лицом. «Миша повесился в бане», – говорил он одними губами.
«Это мой гроб. Скоро вы меня там увидите»
– В последние два дня Мишка был нормальный, веселый, – говорят одноклассницы Оля и Даша, – Из всех ребят он самый последний, кто мог покончить с жизнью. Миша играл в компьютерные игры, но без фанатизма. Увлекался коневодством, у них в семье несколько лошадей. Дружил с девчонками, правда, в начале лета с подругой расстался, но совсем не переживал. А девочки на него заглядывались.
Правда, говорят одноклассники, в последнее время Миша вдруг стал поклонником черного юмора: декламировал стихи про смерть, белые тапочки. И сам же хихикал.
– Учителя нас попросили перенести шкаф, – вспоминает Саша Шмелев. – Он открыл дверцу, улегся туда и говорит: «Это мой гроб, скоро вы меня там увидите». В день смерти попрощался с друзьями странно: «Пока, навсегда».
Что заставило парня уйти из жизни? Учителя говорят: переходный возраст. Одноклассники же как один утверждают: причина – в плохих отметках.
– С первого класса Мишка рыдал, получив «трояк», – говорит друг Костя. – Как огня боялся родительских собраний. Только услышит, что зовут родителей, его начинает колотить. Как собрание пройдет, на следующий день приходит радостный и начинает подтягиваться, исправлять. Хотя мама с папой его никогда не били. Просто очень строго относились к успеваемости. При этом Миша был ударником, хорошистом.
Комментарий прокуратуры
Родители и учителя не виноваты
– Возбуждать уголовное дело нет оснований, – говорит старший следователь следственного отдела по Миассу Андрей Матаков. – До самоубийства мальчика никто не доводил. Причина суицида – переходный возраст подростка. Он не смог смириться с плохими оценками в школе. Вины родителей и учителей нет.
ОТ РЕДАКЦИИ
Всю жизнь нас меряют по пятибалльной шкале. Получаешь «пятерку» в школе – молодец, не можешь нагнать отличников – второй сорт. Когда вырос, твою ценность определяет количество купюр в кошельке и номер ступеньки на социальной лестнице.
Так и дети воспринимают себя через призму условной шкалы, принятой взрослыми и обществом. В подростковом возрасте трудно самостоятельно понять, что твое место в этих рейтингах – далеко не главное. Здесь нужна поддержка и доброе слово родителя. Ведь ребенок – не гениальный математик, не талантливый певец. Он хорош уже тем, что он есть! Неповторимый, единственный, с корявым подчерком и смешными веснушками. Может, если родители донесут это до детей, то таких историй станет меньше…
Совет психотерапевта
Как себя вести, если ребенок нахватал двоек
Марина Патова:
– Попробуйте понять, в чем причина плохой успеваемости. Возможно у чада конфликт с учителем, ссора с одноклассником, а может, проблема в родителях и они слишком много от него требуют?
– Не нужно заставлять ребенка прыгать выше головы. Может, те результаты, которые он сейчас показывает – это его планка.
– Уважайте ребенка, его мнение, не вбивайте ему в голову свои стереотипы. Он личность! В семье должны быть доверительные отношения, говорите с дитем о чувствах, налаживайте связь.
Ольга Карпова, Комсомольская правда
Tweet