Отдадим шедевры в плохие руки! Музейные кражи – преступление в Украине распространенное
Музейные кражи – преступление в Украине распространенное. Буквально на днях появилась новость о том, что в Больших Сорочинцах на Полтавщине ограбили музей Гоголя. Злоумышленники похитили около двадцати книг 19 века – первых изданий произведений классика. Картины грабители попросту взяли, подобрав ключи к входным дверям. Ночью, когда сторожа, работающего в музее на полставки, на работе уже не было… Завтра музеи страны могут вообще остаться без охраны!
Да что там Гоголь. Украина «прославилась» на весь мир прошлой осенью, когда из Одессского музея восточного и западного искусства было похищено полотно итальянца Микиланджело де Караваджо «Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды», стоимость которого оценивается в 100 млн. долларов. Похищено вором-одиночкой! Который обманул примитивную акустическую сигнализацию, выдавив стекло из рамы, вместо того, чтобы его выбивать. И, несмотря на то, что фоторобот преступника было несложно составить (ведь он полдня ходил кругами вокруг музея), картину до сих пор не нашли. Уже через неделю после кражи сообщалось, что полотно, должно быть, уже не в Украине. Позже, в декабре 2008 года, газета «Зеркало недели» писала, что полотно нашли. Но уже на следующий день в МВД эту информацию опровергли. Хотя сказали, что очень близки к раскрытию преступления. Как известно, даже очень маленький путь можно проходить годами, так и не достигнув цели.
Не менее резонансными были похищения работ украинских художников-примитивистов. Дважды нападали на дом сына Марии Примаченко неподалеку от Иванкова Киевской области. Мне повезло пообщаться с сыном Марии Федором и его женой Катериной. Они рассказывали, как бесчеловечно их, стариков, избили, чтобы забрать картины. После этого они получили разрешение на ношение огнестрельного оружия, правда, картин уже почти не осталось. По словам Катерины, она игнорирует приглашения на все модные нынче и частые выставки работ Примаченко. Потому что уверена: большинство этих картин – краденые.
В Яготине на Киевщине в 2006 году были похищены картины Николая Глущенко, Татьяны Яблонской и еще нескольких известных украинских мастеров. И все уходит в небытие. А точнее – в частные коллекции. И находят картины очень редко.
Главная причина всех краж – несовершенная охрана. Да где там несовершенная, она зачастую попросту отсутствует! Из 1689 музейных учреждений, например, Государственная служба охраны охраняет только 328. «Из них охрана только в 206 отвечает существующим требованиям», – говорит замначальника Депатрамента ГСО МВД Украины Виталий Крылач. То есть охраны на других объектах, можно сказать, нет вообще. «Конечно, некоторые объекты охраняются силами негосударственных охранных структур, – говорит начальник ГСО Василий Грицак. – Но эта охрана, исходя из статистики, оставляет желать лучшего».
Очень сложная ситуация с охраной музейных объектов возникла в последние месяцы, когда Украина начала ощущать последствия мирового финансового кризиса. Перед ГСО задолженность по охране музеев со стороны государства и отдельных органов местного самоуправления достигла 1,8 млн. гривен. Сумма небольшая, но охранять бесплатно, по словам Грицака, долго они не будет. Тем более, что ГСО – структура хоть и государственная, но финансируется исключительно за счет реализации своих услуг. То есть она может попросту снять свою охрану с объекта, если услуги не оплачиваются.
Резонансным оказался тот факт, что 1,5 млн. гривен из этих 1,8 млн. – долг столичной мэрии. «ГСО охраняет 24 киевских музея, по сути, бесплатно на протяжении 5 месяцев, – говорит Грицак. – Но я верю в то, что в ближайшее время этот вопрос будет решен».
Но будет ли? Тенденции управленческой деятельности столичного мэра свидетельствуют о том, что где-то может быть подвох. И слухи о таком подвохе уже есть – Черновецкий якобы хочет создать коммунальную охранную структуру. Об этом в неформальной беседе «ПіК України» сообщил один из заместителей Грицака. По его словам, об этом ему сказал заместитель председателя Киевской горадминистрации Анатолий Голубченко после беседы с мэром по вопросу погашения долга перед ГСО.
Киев – не единственный проблемный город в вопросе музейной охраны. «Есть сигналы о возможных проблемах с финансированием музеев «Поле Берестецкой битвы» (Ривненская область), «Кам’яна могила» (Запорожская область), Национального музея имени Андрея Шептицкого во Львове», – говорит Крылач. Львовская пресса пишет также том, что денег на охрану нет и для тамошней Галереи искусств.
Заповедник «Поле Берестецкой битвы» (Козацкие Могилы). фото:jasc51.io.ua
Грицак надеется на помощь в охране музеев высшего руководства страны. «Мы вышли на премьер-министра с просьбой помочь в решении проблем финансирования охраны объектов культурного наследия», – говорит он.
А Президент Виктор Ющенко еще 12 января подписал указ «О некоторых неотложных мероприятиях касательно поддержки культуры и духовности в Украине». Им он поручает Минкульту, МВД и всем органам власти на местах усилить охрану музеев. Можно было бы выделять деньги на все музеи прямиком из госбюджета, а финансирование их охраны прописывать отдельной строкой. Хотя куда там. Никто даже толком не знает, сколько в стране музеев, и что в них есть.
Данил Билык, ПиК