«Если заставят выплатить чужой кредит, мы с мужем подпалим хату и сгорим, нам терять нечего…»
Тысячи жителей Солонянского района Днепропетровской области, чьи паспортные данные имелись в местном филиале «Брокбизнесбанка», неожиданно узнали, что… должны этому учреждению огромные суммы денег!
Жить и делать покупки за счет банковских кредитов – обычная во всем мире практика. В Украине тоже, пожалуй, нет банка, который не зарабатывал бы на процентах от кредитования. И это всем на руку – товаропроизводителям, торговле и, естественно, потребителям. Не от хорошей жизни, конечно, приходится людям влезать в это ярмо. Но даже в сельской глубинке самые малообеспеченные пенсионеры решают свои проблемы за счет кредитов, из последних сил выплачивая долги с процентами. Однако такого, чтобы человеку приписали кредит, которого он не брал, на Днепропетровщине, да, вероятно, и во всей Украине, еще не было…
Стоя в очереди к инспектору, пенсионерки рыдали и теряли сознание
В Солонянском районе местное отделение «Брокбизнесбанка», пожалуй, самое популярное. Здесь получают пенсии большинство пенсионеров, через него идут зарплаты работникам бюджетной сферы, да и за кредитами, благодаря божеским процентам, люди чаще всего обращаются именно сюда. На прокладку газа, во всяком случае, половина района одалживала здесь средства. И кредиты эти погашались вовремя. Того, что произошло в январе, не ожидал никто.
– Я пришла получать пенсию в середине января, – рассказывает пенсионерка Ольга Николаевна, – а девушка в окошке послала к своей коллеге: проверь, мол, кредиты на всю семью. И неожиданно выяснилось, что еще в мае 2007 года я… взяла 12 тысяч гривен кредита на два года! Это было просто шоком! Таких денег никто из моих родных и в руках никогда не держал, а уж отдавать и вовсе не из чего. На пенсионном счете за несколько лет еле-еле скопила на черный день две тысячи гривен. Хотела их тут же забрать – не отдают. Что я пережила – врагу не пожелаешь. И не я одна. В небольшой комнате толпилась огромная очередь, женщины плакали, некоторым становилось плохо. У одной старушки огромный кредит числился за покойным мужем. Как доказать, что он не брал? Только простояв полдня, мы выяснили, что за этим кроется какая-то банковская махинация, и всех попросили написать заявления в суд…
Как выяснилось позднее, служба аудита и безопасности Днепропетровского филиала «Брокбизнесбанка» еще осенью прошлого года обнаружила в своем Солонянском филиале нарушения в системе кредитования: заемщики почему-то стали нерегулярно и как-то импульсивно погашать долги.
– Более углубленное изучение этой ситуации выявило, что в отделении действительно творится что-то неладное, – вздыхает заместитель директора Днепропетровского филиала «Брокбизнесбанка» Александр Шпирьков. – Мы тут же отстранили от работы заведующую Солонянским отделением Галину Филатову и сотрудников кредитного отдела. Оказалось, что они выдавали кредиты фермерским хозяйствам на подставных лиц, что категорически запрещено. Закон предусматривает выдачу подобных кредитов только тем хозяйствам, которые имеют прибыль и залоговое имущество. Чтобы обойти эту норму, руководители фермерских хозяйств хитрили: кредиты брались на рядовых работников, а шли на нужды производства. А поскольку погашать их зачастую было нечем, банк прибег к так называемому перекредитованию, то есть по истечении сроков кредиты переоформлялись на других лиц.
Одна из жительниц Солонянского района несколько лет назад брала в этом банке пять тысяч гривен на прокладку газа, но давно уже за него рассчиталась. Так случилось, что женщина после этого потеряла паспорт и оформила себе новый документ, естественно, уже с другими данными. Каково же было ее удивление, когда в банке ей предъявили кредитный договор на десятки тысяч гривен, оформленный… на старый паспорт.
Получается, что кредиты годами «висели» на тысячах жителей района, а они об этом даже не подозревали. Причем, судя по документам, некоторые из ссуд кто-то время от времени даже погашал. Например, пенсионерке Ольге Ивановне позвонили с бывшей работы: «На всех сотрудников «навесили» кредиты, проверьте, нет ли у вас». Когда женщина прибежала в банк и выстояла огромную очередь, выяснилось, что 20 тысяч гривен она якобы брала еще в феврале 2007 года, но заплатить ей осталось шесть с половиной тысяч! При этом ее пенсионная карточка оказалась заблокированной. После такого известия у женщины случился гипертонический криз, с которым она две недели пролежала в больнице.
– Там, в очереди, я узнала, что половина жителей села Орехово якобы должны этому банку, почти все сотрудники тюремной зоны, что в селе Апполоновка, многие учителя, даже те, кто уже на пенсии, – чуть не плачет Ольга Ивановна. – И самое страшное – люди не знали, чем все это закончится. Нам предложили написать заявление в суд о признании недействительным кредитного договора, но в стандартном тексте, который всем выдали, была строчка: «Прошу дело слушать без моего участия». Людей это очень беспокоит: а вдруг суд откажет, а мы не сможем даже возразить?
Кстати, в некоторых случаях и защищаться уже некому: неходячий инвалид Михаил Третьяк умер в прошлом году, а нынче оказалось, что за год до смерти, не поднимаясь с постели(!), он взял в «Брокбизнесбанке» 20 тысяч гривен и даже умудрился 10 тысяч из них погасить. Не сможет за себя постоять и Александр Пустовойт из села Сурско-Михайловка Солонянского района. Они с женой действительно взяли в этом банке кредит на операцию по удалению катаракты, и хотя она была неудачной (зрение совсем пропало), но 5 числа каждого месяца исправно вносили очередной платеж. Как же были потрясены пенсионеры, узнав, что их долг не только не убавился, но и намного вырос.
Заведующая отделением слыла меценатом и очень отзывчивой женщиной
Председатель районной организации партии «Правозахист» Петр Сарахман, к которому многие обратились за помощью, показывает мне целую папку заявлений:
– Люди не верят, что суд сможет их защитить. Тем более что никто не знает, когда он состоится, и ни у кого нет на руках копий собственных исковых заявлений. А вот попытки взыскать кредиты с непричастных к ним людей уже есть. Житель райцентра Соленое Евгений Кабаченко, например, в течение восьми месяцев получал в этом банке пособие по безработице. И вдруг ему объявили, что у него задолженность по кредиту, и пособие будет взыскано в счет долга. Причем многие люди даже не знают, сколько именно они должны банку. Кредит «повесили» даже на бывшую руководительницу Галины Филатовой (заведующая Солонянским отделением «Брокбизнесбанка». – Авт.), с которой она работала в банке «Украина». Эта женщина только один раз получила в «Брокбизнесбанке» компенсацию для своей мамы-остарбайтера и ее данные оказались в финансовом учреждении… Я думаю, руководители банка просто время от времени переписывали на других людей чьи-то старые долги. Это могло продолжаться бесконечно, если бы махинации случайно не всплыли.
О Галине Филатовой, отстраненной на время выяснения обстоятельств этой истории от должности заведующей Солонянским отделением «Брокбизнесбанка», в районе отзываются с уважением. Каждому, мол, помогала, кто к ней обращался. Занималась благотворительностью, все торжественные мероприятия в районе банк финансировал. Выпускные вечера – тоже за счет доброй Галины Николаевны. В прошлом году медалистам местной школы вручили по 100 гривен. В Новопокровскую гимназию банкиры привезли огромный торт. А как-то лучших выпускников одарили даже двухграммовыми слитками золота.
– Галина Филатова всю жизнь в банках работала, ее здесь каждый знает, и людям она внушала доверие, – разводит руками одна из моих собеседниц. – Сейчас, конечно, понимаем, что ее благосостояние, которое значительно выросло за последние годы, появилось не на пустом месте.
Все эти обстоятельства Днепропетровской областной прокуратуре еще предстоит проверить. Пока же здесь возбуждено уголовное дело по факту злоупотребления служебным положением, ведется следствие.
– Предстоит огромный объем работы, – подчеркивает следователь по особо важным делам Станислав Вовк. – Нужно опросить почти тысячу жителей района и выяснить, кому и чей долг приписывали. Каждый документ требует тщательного изучения. Есть случаи, когда некоторые люди, пользуясь ситуацией, пытались избавиться от обязательств по реальным кредитам: не брал, мол, это банкиры на меня навесили… Уже сейчас ущерб банка, по самым скромным подсчетам, оценивается в 78 тысяч гривен. Присваивала ли деньги заведующая отделением, сказать пока не можем.
Банк не собирается ни у кого требовать возвращения чужих кредитов
Впрочем, в самом банке уверены, что если не за хищения, то за служебный подлог и подделку документов заведующая должна понести ответственность.
– Схема была такова, – объясняет заместитель директора Днепропетровского филиала «Брокбизнесбанка» Александр Шпирьков. – Поскольку для кредитования фермерских хозяйств нужны определенные условия – наличие прибыли, залогового имущества, других финансовых гарантий, – банк, чаще всего, им отказывал. Однако, «если нельзя, но очень хочется», сельхозпроизводители ищут лазейки в законодательстве. Одна из них – простые потребительские кредиты, которые оформлялись на имя рядовых работников, но шли хозяину. Когда же тот не мог вернуть деньги с процентами, руководство Солонянского отделения банка, чтобы скрыть это, пошло еще на одно грубейшее нарушение – так называемое перекредитование, когда невозвращенный долг перекладывался на других (в нашем случае, совершенно непричастных к этому людей). Банк же понес убытки, заплатив государству налог с процентов за прибыль, которую мы не получили. Просто в голове не укладывается, как можно до такого додуматься…
Руководство «Брокбизнесбанка» официально заверило, что не собирается взыскивать деньги с тех, кто их не брал.
– Но мы не можем сами отменить заключенные договора, – объясняет ныне исполняющий обязанности заведующего Солонянским отделением банка Василий Судакин. – Это может сделать только суд, поэтому мы и попросили потерпевших подписать исковые заявления. Когда будет принято судебное решение, сказать трудно, ведь прокуратура должна скрупулезно разобраться с каждым отдельным документом, к тому же 70 процентов пострадавших к нам еще даже не обращались.
Возможно, именно это и порождает в Солонянском районе такую волну страхов и слухов. Многие села, в которых живут попавшие в паутину этой аферы люди, расположены далеко от райцентра. Поэтому ездить и выяснять, «на каком они свете», могут не все. Во всяком случае, селянам, позвонившим в редакцию, из-за отчаяния и негодования говорить было трудно.
– Мы с мужем брали три года назад кредит на прокладку газа, ведь уголь по 1200 гривен за тонну нам и вовсе не по карману, – буквально рыдала в трубку пенсионерка Нина Басараб из села Сурско-Михайловка. – Пока выплатили тот кредит – чуть ноги не протянули, жили вдвоем на 200 гривен в месяц. Даже на лекарства денег не было, хотя муж перенес недавно инсульт и ему без таблеток вообще нельзя. Только вздохнули, если это вообще возможно при пенсии в 630 гривен, а тут такое известие! Нам ведь даже сумму не назвали, которую банк приписал на наши фамилии, только сказали: «У вас кредит», и на бумажке кому-то показали. У меня просто сердце оборвалось! Если заставят его выплачивать, мы просто хату подпалим и сами в ней сгорим. Нам терять больше нечего…
И банкиры, и правоохранители в один голос твердят, что в этой истории нет пострадавших – долги остались только на бумаге. Что творилось у людей в душе, да и сегодня все еще продолжает их волновать и мучить, похоже, мало кого интересует…
P.S. Имена некоторых потерпевших изменены по их просьбе.
Наталья Гармаш, «Факты» (Днепропетровск)
Tweet