«Кто дает кассу, тот и газует», – сказал мне пограничник
Что произошло затем на территории пропускного пункта «Краковец», сейчас выясняют компетентные органы, но 23-летний Иван Козак с сотрясением мозга и ушибом мягких частей носа лежит в больнице.
В хирургическое отделение Яворовской центральной районной больницы (Львовская область) с территории международного автомобильного пункта пропуска «Краковец» карета скорой помощи доставила 23-летнего жителя села Тернавица Ивана Козака. По утверждению молодого человека, прямо на территории пункта пропуска его зверски избил пограничник. В милицию поступило заявление и от пограничника: дескать, пострадавший совершил на него наезд машиной… Страж границы не пострадал, Иван же сейчас находится в больнице под капельницами…
Как сообщил «ФАКТАМ» лечащий врач Ивана Козака Сергей Объезчиков, парень был госпитализирован с сотрясением мозга и ушибом мягких частей носа. В настоящий момент он пошел на поправку, но до сих пор не может отойти от произошедшего.
– Нас у родителей (они оба инвалиды) пятеро детей, – в присутствии нескольких свидетелей негромко рассказывает «ФАКТАМ» Иван Козак. – Я – самый младший. Доходы, сами понимаете, в селе небольшие, вот и решил накануне Пасхи съездить на машине в Польшу, купить там подешевле что-то к праздникам. Перед въездом в пункт пропуска «Краковец» около 11 часов утра стал в общую очередь. Пройдя таможенный и паспортный контроль, около восьми вечера подъехал наконец к полосе, ведущей в Польшу. Когда подошел мой черед, пограничник начал пускать «леваков» – «за мзду», в обход общей автомобильной очереди. Я ему сделал замечание, но пограничник вроде и не слышал… Когда он пропустил очередного «крутого», я опять сделал замечание. А в ответ услышал: «Кто дает кассу, тот и газует! Будешь стоять сколько надо!» Тогда я своим автомобилем перекрыл «блатным» дорогу. «Служивый» возмутился: «Езжай назад, встань на место!» Выполняя его приказ, я начал откатывать машину в очередь. Но сделать этого не успел: пограничник подскочил к моему авто, открыл двери и принялся наносить мне сильные удары в лицо и шею. Больше ничего не помню: потерял сознание…
Наезжал ли я машиной на пограничника? Да вы что! Такого не было! – возмущается Иван.- Мои слова могут подтвердить много людей, которые стояли в очереди. Все они пересекали границу, а значит, зарегистрированы и их фамилии, и номера машин. Да и камеры наружного видеонаблюдения, установленные на территории таможенного поста, все фиксируют! Может, пограничник не так меня понял, когда я перекрыл своей машиной дорогу его «газующим»?
В наш разговор вмешивается мама пострадавшего.
– Я боюсь, чтобы на моего сына не напали прямо в больнице. Поэтому день и ночь охраняю его палату, – плачет женщина. – Врачи, забиравшие Ивана с «Краковца», рассказывали, что пограничники не хотели его отдавать в карету скорой помощи, которую вызвали стоявшие в автомобильной очереди люди. Медики даже накричали на военных и практически силой забрали моего сына в «скорую».
Начальник Яворовского райотдела милиции ГУ МВД во Львовской области Руслан Домницак подтвердил, что Ивана Козака действительно избили на территории пропускного пункта «Краковец», а вот кто конкретно это сделал – установит доследственная проверка. Одновременно правоохранители проверяют и заявление пограничников о якобы совершенном автомашиной Ивана «ГАЗ 21-40» наезде на одного из военнослужащих. Предварительно установлено, говорит Руслан Домницак, что Козак совершил противоправные действия в отношении пограничников, выполнявших свои профессиональные обязанности.
Между тем это уже не первый случай, когда «зеленые фуражки» сталкиваются с местными жителями.
– Я приехал с товарищем в село Свидница к своей старенькой маме-пенсионерке, чтобы помочь ей управиться на огороде, – рассказал «ФАКТАМ» 42-летний ровенчанин Ярослав Ностер. – Вечером зашли в гости к моему брату, а когда возвращались к маме, к нам с другом подъехали синие «Жигули». Из них вышли двое мужчин в штатском и спросили: «Что вы тут делаете?» Я удивился, почему это их интересует. Сказали, что они – пограничники. Я попросил предъявить удостоверение. Один из мужчин показал издалека какой-то документ, но, как только мы попытались его рассмотреть, тут же спрятал. На том и разошлись. А через некоторое время нас догнали те же синие «Жигули», из них выскочили несколько человек и принялись нас избивать – ногами и дубинками. С меня сорвали и забрали золотую цепочку… Потом один из нападавших сказал: «С них хватит!» – и мужчины уехали. Окровавленные, мы буквально доползли до соседа, и он отвез нас в Яворовскую центральную районную больницу. Туда к нам приходил сотрудник милиции, мы при нем написали соответствующие заявления, к которым приложили и медицинские справки…
Этот рассказ подтвердил староста села Свидница Андрей Паньо:
– Сначала дело было передано в военную прокуратуру во Львов, откуда через некоторое время оно возвратилось к нам. «Расследование подходит к концу, материалы дела будут переданы в суд», – информировал журналистов бывший в то время начальником Яворовского райотдела милиции Денис Гусашвили. Но до суда дело так и не дошло…
Чуть более года назад Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека Нина Карпачева встречалась с водителями на западной границе. Уже тогда поднимались вопросы об автомобильных очередях, о неправомерных действиях правоохранителей, о ненадлежащих санитарных условиях и о том, что на Государственной границе нашей страны нет стационарных медицинских пунктов. Украинский омбудсмен отметила тогда, что отсутствие на таможенных пунктах круглосуточно дежурящего медперсонала «является большим упущением, которое необходимо ликвидировать». Возможно, если бы это замечание не оставили без внимания, Иван Козак получил бы более оперативную медицинскую помощь; не умер бы в своей машине УАЗ-469, стоявшей в очереди на выезд, 54-летний житель села Морянци Яворовского района Ярослав Ковалик; не произошел бы сердечный приступ у 48-летнего жителя Новояворовска Феликса Кротченко, который скончался в «скорой» по пути в районную больницу…
Сергей Карнаухов (Львов), Людмила Шубина, специально для «Фактов»
Tweet