Держись, мздоимец! «Заложить» взяточника можно по телефону. На это вам – три минуты

Жалуйтесь, господа-товарищи, проявляйте гражданскую активность! Каналов связи для жалоб и обращений по разным поводам пруд пруди. К вашим услугам телефоны «горячих линий» районных администраций, комитетов исполнительной власти и всевозможных контролирующих организаций.

Наладить обратную связь с народом призвана и стартовавшая в Питере рекламная кампания по борьбе с коррупцией. Ух, какой на постере страшный кулак грозит взяточнику: «Столкнулся с коррупцией? Звони!». И телефон тут же – 576-77-65. Ну, держись, мздоимец!

Однако прежде чем ввязываться в это дело, наберите номер и ознакомьтесь с условиями, которые вам предлагают организаторы кампании. Не расстраивайтесь, если дозвонитесь не сразу. Номер может быть занят или просто не отвечает. Это телефон комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности, который работает в режиме «горячей линии», но не круглосуточно. Ну вот – есть контакт!

«Вы позвонили по телефону «антикоррупция» правительства Санкт-Петербурга, – сообщает автоответчик доверительным женским голосом. – После гудка назовите свою фамилию, имя, отчество и адрес, по которому желаете получить ответ. Затем сообщите о фактах коррупционных проявлений. Сообщения, не содержащие конкретных фактов, а также оскорбительного характера рассматриваться и проверяться не будут. В вашем распоряжении три минуты».

Справитесь с поставленной задачей? Минута или даже полторы уйдет на то, чтобы себя авторизовать с обозначением адресных данных. За оставшееся время надо успеть изложить ситуацию и назвать взяточника. По опыту телефонного общения с читателями газеты могу заверить, что для многих горожан это очень непростая задача.

Каждый второй из тех, кто обращается в редакцию по какому-нибудь конкретному поводу, через минуту-другую только начинает въезжать в тему, куда менее глобальную, чем коррупционные проявления. В общем, надо собраться, сосредоточиться, может, даже прорепетировать перед ответственным звонком. А еще лучше взвесить все «за» и «против», прежде чем решиться на заклание взяточника.

Допустим, вы предприниматель и хотите донести на вымогателя-чиновника. Оставили свои координаты, изложили конкретную ситуацию, назвали виновника, который предлагал заплатить за услугу. Но надо же доказать, что предлагал? А факт уже состоялся, поезд, как говорится, ушел. Если же вы дали взятку, а потом позвонили, то вас еще как взяткодателя могут привлечь.

И потом, где гарантия, что вашим сигналом вообще будет кто-то заниматься? Да, идет антикоррупционная кампания, правоохранители на эту идею заточены. Но ваш сигнал может показаться не стоящим внимания, а вы будете переживать, ждать ответа. Потом придет ответ, что факты не подтвердились, но вы-то знаете, что не соврали. Разве не пожалеете, что оставили телефонному роботу свои координаты?

Нет, что-то вся эта затея на реальные действия не вдохновляет. Кстати, «заложить» взяточника по телефону можно было и раньше. С ноября прошлого года в ГУВД действовал «телефон доверия», также организованный в рамках антикоррупционных мероприятий, но результативности эта мера не принесла. Предполагается, что в рамках социальной рекламы (а планируется смонтировать порядка 150 крупноформатных плакатов и постеров) народ станет активнее.

Куда более действенной пропагандистской мерой борьбы с коррупцией стали бы хоть один-два громких судебных процесса по крупным взяточникам. Тогда бы граждане поверили, что слова не расходятся с делами, тем более что время от времени обнародуются факты вопиющие. Разобрались бы, например, отчего такие не по-европейски огромные суммы тратятся на строительство наших дорог. Нет ли здесь доли «отката».

Но – увы!

За последние два года разговоры о борьбе с коррупцией уже оскомину набили. На федеральном и региональном уровнях создаются советы, комитеты и комиссии, чтобы это зло укротить. А результаты весьма призрачны. На этом фоне кажется, что рекламной антикоррупционной кампании отводится роль буфера, через который электорату предложено пар выпускать.

Мздоимцам напоминают, что дамоклов меч все-таки над ними висит. А честных граждан успокаивают, что у них есть право пожаловаться в случае чего. Но и то и другое – профилактическая мера для стрельбы по воробьям. Крупную рыбу картинками вряд ли запугаешь.

Эмма Беленкова, Санкт-Петербургские Ведомости

You may also like...