В Крыму за 1 гектар земли вымогали взятку в $2 млн. Взятки видоизменяются

Крымские правоохранители задокументировали факт вымогательства взятки в размере двух миллионов долларов США за выделение заинтересованным лицам одного гектара южнобережья.

Как сообщили в пресс-службе Главного управления СБУ в АРК, в настоящее время решается вопрос о возбуждении уголовного дела по данному факту.

Всего за последние полгода оперативники спецподразделения по борьбе с коррупцией и организованной преступностью крымской СБУ составили 63 протокола о нарушении антикоррупционного законодательства. В том числе 7 – в отношении государственных служащих первой – третьей категории, 6 – в отношении руководителей горрайадминистраций, 5 – в отношении военнослужащих. 41 материал рассмотрен судами, нарушители привлечены к административной ответственности. Непосредственно Главным управлением СБУ в АРК и по его материалам возбуждено свыше двадцати уголовных дел по фактам совершения преступлений в сфере служебной деятельности, в том числе 8 – за получение взяток.

В пресс-службе отметили, что особенно тревожная ситуация складывается в сфере земельных отношений. При этом нередки случаи, когда в коррупционных схемах, связанных с непрозрачным распределением земли, ее незаконным отчуждением или застройкой, участвуют народные депутаты различного уровня. «Поймать за руку «народных избранников» на практике не так-то просто, – отметили в пресс-службе. – Сложность в том, что депутат – это лицо, которое не выносит решение о распределении земли единолично. Решение выносит коллектив. И если человек, наделенный депутатским мандатом, вымогает или берет деньги за решение, принимаемое коллегиально, ему можно инкриминировать что угодно, только не должностное преступление: ведь решение вопроса – не в его личной компетенции. Он – представитель законодательной, а не исполнительной власти, наделенной исполнительскими и административными функциями. Практика показывает, что представителя законодательной власти можно задержать с поличным при получении взятки, но довести дело до реального приговора довольно проблематично, в первую очередь, из-за юридических нюансов. Депутата можно осудить только за мошенничество, а данный вид преступлений по социальной опасности менее значителен, чем взятка. Отсюда и уголовное наказание – гораздо мягче».

«Правоохранительная практика свидетельствует о постоянном видоизменении коррупционных схем, – рассказал заместитель начальника Главного управления СБУ в АРК Владимир Коваль. – К примеру, возникает цепь посредников между заинтересованными лицами и непосредственными исполнителями. И если ранее это был один человек, то теперь посредников, как правило, несколько. Взятки выплачиваются как наличными, так и «безналом». Во многих сельсоветах практикуется такая форма «облагороженной» коррупции, как оказание благотворительной помощи для благоустройства каких-либо объектов. А далее возможны варианты. К примеру, тот же самый благотворитель берет на баланс объекты, которые сельсовет планировал благоустроить. В другом случае благотворитель выступает в роли подрядчика на проведение благоустроительных работ и значительно завышает стоимость своих услуг и поставляемых материалов. Полученный таким образом «излишек» средств распределяется между предпринимателями и чиновниками, участвующими в схеме. Дошло до того, что сумма взятки, которую нужно заплатить за «правильное» решение, предпринимателями заранее закладывается в бизнес-план как неизбежные расходы».

Главное управление СБУ в АРК также обратилось ко всем крымчанам и гостям полуострова, ставшим жертвами коррупционной схемы или вымогательства взятки, с призывом звонить по телефону: 8 0652 27 40 84.

Леонид Иванов
(Симферополь)

Обком

You may also like...