Вокруг сиротских миллионов затеяна опасная возня

Трагедия семьи Зайцевых из Макеевки, увы, «обогатилась» новой скандальной страницей. На днях Евдокия Оболенских, опекунша троицы малышей, впервые в истории Украины получивших денежную компенсацию за замученную правоохранителями мать, сделала заявление, тянущее на первостатейную сенсацию. По словам этой женщины, значительная часть суммы украдена законником, коварно вызвавшимся блюсти интересы ее и несовершеннолетних детей. 

Посадили ради галочки

Страдный путь макеевчанки Светланы Зайцевой начался в сентябре 2000 года, когда женщина, оказавшись ранним утром у местного кинотеатра, заметила толпу зевак, милицейские машины и лежащий на тротуаре труп молодого мужчины. Оперативники как раз обратились к собравшимся, не может ли кто помочь установить личность погибшего, и Светлана, особо не задумываясь, откликнулась — в жертве криминального ЧП она узнала приятеля по школе. Следователи поблагодарили молодую горожанку за помощь, записали ее адрес.

А через несколько дней Светлану вдруг арестовали по подозрению в убийстве, в раскрытии которого она так неосмотрительно решила помочь макеевским правоохранителям. У последних, как на грех, приближался отчетный период, и нераскрытый «висяк» с убийством грозил потерей премиальных. В итоге, сломавшись, Зайцева подписала признательные протоколы. Скорый суд дал молодой женщине семь с половиной лет заключения. А через несколько лет в совершении того же убийства созналась банда городских грабителей, попавшаяся в милицейские сети. Без каких-либо особых извинений Светлану освободили после четырех лет, проведенных в застенках. Однако к тому моменту тюрьма уже навсегда засела в легких своей узницы — смертоносной палочкой Коха.

Недолгий последующий век на свободе, отмеренный Зайцевой судьбой, она вела упорную борьбу со страшным недугом. Но туберкулез оказался сильнее. Весной 2006 года в возрасте 28 лет жертва правового произвола умерла. В последние дни жизни угасающая больная весила 37 килограммов и напоминала архивные снимки узников концлагерей. После ее гибели на руках у престарелой Татьяны Бережной, матери Светланы, осталась троица внуков, от 3 до 11 лет, к тому же заразившихся туберкулезом. Пожилая пенсионерка решает судиться с государством — и при участии донецкого адвоката Сергея Салова выигрывает беспрецедентный иск: два миллиона гривен, по 500 тысяч сиротам и ей самой.

Уличенные в шокирующем правовом беспределе, органы прокуратуры, а также госказначейство всячески тормозили процесс выплаты законной компенсации. Лишь распоряжение премьер-министра Юлии Тимошенко, последовавшее зимой минувшего года, поставило, казалось бы, точку в этой хронике позора Фемиды. Однако, не дотянув буквально несколько дней до светлого момента, у Татьяны Бережной остановилось сердце.

Игра без правил

Очередной скандал в завершившемся, казалось бы, «деле Зайцевых» полыхнул после того, как выигравший процесс адвокат Салов заявил, что из «детских» денег ему причитается, ни много ни мало, миллион гривен. Якобы на этот счет имеется контракт с покойной Бережной. За свой гонорар, согласно сообщениям донецкой прессы, законник собирался даже судиться со своими недавними юными подзащитными.

Между тем, опекуншей вторично осиротевшей троицы многострадальных «зайчат», Евгения, Танечки и Ани, была назначена их 78-летняя прабабушка Евдокия Оболенских. Помочь старушке справиться с неожиданно свалившимися на нее проблемами — и заодно шестизначными суммами — вызвался некий Максим Касьянов, ранее ходивший в помощниках того самого адвоката Салова. Постепенно ситуация улеглась: ребятню определили в детские оздоровительные учреждения, причитающиеся им тысячи перевели на банковские счета, за которыми следит попечительский совет при Макеевском горисполкоме, в доме Зайцевых начали ремонт.

На этом фоне нынешнее заявление Евдокии Павловны о том, что значительная часть компенсации (точнее — доля, унаследованная ею от Татьяны Бережной) похищена Касьяновым, прозвучало, как гром с ясного неба. По словам старушки, молодой человек выманил у нее наличность, убедив, что деньги срочно требуются для того, чтобы расплатиться «с судьей и прессой».

— Я письменно обратилась к уполномоченному по правам человека Нине Карпачевой и в прокуратуру области, — заявляет ныне Евдокия Оболенских. — На моем счету теперь ничего нет, а Касьянов к нам больше не приходит. Когда я попросила его привезти детей из интерната домой на каникулы, он спросил: «А у вас есть деньги? Нужно 300 гривен на билеты из Макеевки до Славянска и еще столько же — на обратный путь».

Сам Максим Касьянов обвинения в свой адрес с возмущением отметает, доказывая, что действовал бескорыстно и по закону, исключительно в интересах сирот. По его словам, в заявлении Оболенских в прокуратуру утверждается, что он без ведома заявительницы похитил с ее персонального счета 350 тысяч гривен. В устном же пояснении следователю женщина признает, что она сама сняла деньги, а бывший «благодетель», дескать, неким таинственным образом ими завладел.

Между тем, омбудсмен обратилась в Генпрокуратуру с требованием защитить имущественные интересы и без того настрадавшихся детей. По факту завладения представителем Евдокии Оболенских ее денежными средствами прокурор города Макеевки Донецкой области возбудил в отношении Касьянова уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 с. 190 УК Украины (мошенничество, совершенное в особо крупных размерах). Выданная ранее М. Касьянову доверенность представлять в суде интересы Оболенских официально отозвана. А новым законником, пожелавшим быть защитником «зайчат», стал… опять-таки адвокат Сергей Салов. По всему, громкая история будет иметь продолжение, в том числе — в суде.

 

— Тема семьи Зайцевых стала спекулятивной, — считает городской голова Макеевки Александр Мальцев. — Она всячески раздувается, хотя люди, которые якобы пекутся о бедных сиротах, просто хотят присосаться к полученным детьми деньгам.

Определение горькое, но, похоже, предельно реалистичное.

Денис ПАНЧЕНКО, ВВ

You may also like...