Швейцария не хочет «сдавать» США клиентов своих банков
Открытый конфликт осторожной и обходительной Швейцарии с каким бы то ни было государством трудно себе представить. Тем более с США. Однако нынешний спор между этими двумя странами выглядит достаточно серьезно. Для Швейцарии важно не допустить, чтобы проблемы одного, пусть и крупного банка перекинулись на всю страну как юрисдикцию.
Канва событий для тех, кто за ними не следит: налоговики США еще год тому назад прихватили банкира UBS, который якобы помогал своим американским клиентам оптимизировать налоги. История текла в судах своим чередом, пока суд (в Штатах) не обязал UBS – крупнейший швейцарский банк – выдать имена порядка 300 уклонистов и еще $780 млн штрафа. UBS поупирался, но подчинился, рассчитывая, видимо, этим отделаться. Однако же немедленно обнаружил, что дай палец – оттяпают руку: теперь с банка требуют еще 52 тыс. американских имен.
Сейчас по просьбе американского и швейцарского правительств в слушаниях объявлен перерыв до августа, чтобы попытаться достичь внесудебного урегулирования. Перспективы его, однако, туманны: минюст США заявляет, что все равно будет требовать имена, а Швейцария говорит, что ничего выдавать не будет, а уж лучше сама заберет из UBS всю информацию на сохранение.
Дело в том, что UBS попал между двух законодательств. Американское он, может статься, и нарушил (хотя это еще предстоит доказать как следует). Но вот швейцарский закон с очевидностью нарушают требования США.
Банковская тайна не единственная причина швейцарской финансовой привлекательности. Столь же важны гуманный налоговый режим, квалифицированный финансовый персонал и отточенные банковские процедуры. Но банковская тайна и полная конфиденциальность тем не менее резоны очень важные. И вообще-то раскрытие того, что США требуют раскрыть, в обычном случае немедленно карается посадкой банкира-болтуна в тюрьму на годы.
Конечно, времена меняются. Во время Второй мировой войны любая клиентская информация, которая доставалась «гномам», – о еврейском ли золоте, нацистских или марках – умирала в стенах банка. Теперь бронебойно обоснованный судебный запрос в принципе может привести к некоторому раскрытию, но тоже совсем не на раз-два-три.
И ссора с американскими налоговиками коренится не в том, что они теперь выкатывают слишком длинный список, а в том, что они выкатывают его без особенных обоснований, просто в такт общей борьбе с офшорами на фоне мирового финансового кризиса. Бронебойное обоснование на 52 тыс. имен разом вообще представить себе сложно.
Забавно, что наезд на UBS случился ровно после того, как банку пришлось списать активов почти на $60 млрд и попросить помощи у швейцарского Центробанка – в размере $54 млрд. Почти 10% швейцарского ВВП, между прочим. Центробанк мольбе внял, но был в свою очередь вынужден искать контрагента для валютного свопа – и нашел его в лице федерального резерва США.
Была ли американская помощь обусловлена требованием выдачи клиентов UBS, утверждать очень сложно. Официально этого никто не подтвердит, да и неофициально вряд ли. И все мы знаем, что «после этого» – не значит вследствие этого. Но по времени все как-то уж очень совпало.
Швейцарскому правительству есть за что сражаться: банковская система страны не ограничивается UBS, несмотря на его размер. (И заметим, что большинство других швейцарских банков ни у своего ЦБ, ни у Федеральной резервной системы ничего не просили.) Задача в том, чтобы локальная проблема одного, пусть и крупнейшего банка не стала проблемой всей системы.
А опасность есть. В кризис всякому правительству хочется добрать денег – и инвективы в швейцарский адрес уже выпустило заметное число европейских лидеров, начиная с Гордона Брауна. А в марте Швейцария пообещала Организации по экономическому сотрудничеству и развитию делиться некоторой информацией – в отдельных и хорошо доказанных случаях.
Чтобы окончательно не поставить на рога всю клиентскую базу, Швейцарии придется добиться, чтобы процедура, обеспечивающая «отдельность» и «доказанность» случаев, была четкой и не допускающей двойных толкований. Пока кажется, что бернские функционеры полны решимости отбиваться. И уж если удастся отбиться, окоротив даже американский суд, российские клиенты вздохнут спокойнее. Потому что российскому суду уже давно не удается произвести на свет бронебойно построенный и аккуратно оформленный кейс.
Владимир Тодрес, gzt.ru
Tweet