«Яндекс.Деньги» пахнут скандалом

Счет киевского предпринимателя заблокировали без объяснения причин 

Очередная попытка «вывести» электронные деньги для владельца Интернет-магазина ProstoPrint Дениса Олейникова завершилась неудачей.

Как выяснилось, администрация «Яндекс.Денег» заблокировала его счет «c целью идентификации владельца Кошелька». То есть, для проверки наличия у владельца паспорта гражданина РФ.

В 2008 году счет Олейника уже блокировали из тех же соображений. Но тогда для разблокировки кошелька предпринимателю достаточно было зарегистрировать свои «Яндекс.Деньги» на бизнес-партнера из Санкт-Петербурга. Такое решение проблемы в 2008 году ему посоветовали сотрудники «Яндекс.Денег».

Поэтому в этот раз предприниматель решил, что опасаться нечего.

Но опасаться, все-таки, стоило. Ведь администрация «Яндекс.Денег» не стала ничего объяснять, а просто пообещала через 10 дней закрыть счет окончательно. Достаточно эмоциональная со стороны Олейникова и сухая со стороны «Яндекса» переписка ответов на вопросы не дала.

В «Яндексе» утверждают, что кошелек рассчитан только на физических лиц, а не на предпринимателей. Соответственно, действия Олейникова, согласно законодательству РФ, расцениваются как «незаконное предпринимательство».

«В описанном случае пользователь завел кошелек как физическое лицо, но начал использовать его не для оплаты товаров и услуг, а для ведения предпринимательской деятельности, что по российскому законодательству классифицируется как «незаконное предпринимательство», – объяснили в «Яндекс.Деньгах».

В том, что вывод денег украинского (!) Интернет-магазина подпадает под законодательство Российской Федерации, есть сомненья. Как и в общей правомерности действий администрации «Яндекс.Денег».

По мнению Дениса Олейникова, в сложившейся ситуации не столь важны официальные причины блокировки счета (их всегда можно найти), сколько подрывается степень доверия клиентов к платежной системе. Ведь теоретически администрация «Яндекс.Денег» может без предупреждения закрыть счет любого пользователя, не объясняя причин.

«И самое пикантное – что, поскольку ПС «Яндекс.Деньги» не объясняет причин закрытия счета, факт его коммерческого использования или публикации доказывать им совсем необязательно. Иначе говоря, любой счет в системе «Яндекс.Деньги» может быть закрыт в любое время», – считает Олейников.

Что касается неофициальных причин такого отстраненного поведения руководителей «Яндекс.Денег», то у Олейникова есть четыре варианта происходящего:

1. «Политическая». Якобы «Яндекс.Деньги» по некоему негласному договору-распоряжению предоставляет расширенную финансовую информации по операциям со счетами своих пользователей на некую силовую структуру РФ. Эта структура могла обнаружить, что бизнес, дислоцированный на территории Украины, работает с российскими потребителями. Чтоб остановить отток потребительских денег из России, структура решила перекрыть каналы оплаты.

«Платежи кредиткой не запретишь – международный скандал. Приватные переводы тоже – с учетом количества разных заробитчан в России будет социальный взрыв. А вот повлиять на сговорчивого резидента «Яндекс.Деньги» можно – и туда идет команда «блокировать счет», – считает Олейников.

2. «Конкурентная». По мнению Олейникова, ещё одной негласной причиной блокировки счета могли стать действия московского конкурента ProstoPrint, если он аффилирован с «Яндексом».

«Несколько дней назад в нашей партнерской рассылке в своей авторской колонке я иронично отозвался о некоторых маркетинговых акциях этого конкурента – впрочем, как того и требует этика и закон, без упоминания названия фирмы. Можно предположить, что это такой себе акт возмездия – в том случае, если новые владельцы компании-конкурента близки или аффилированы с «Яндексом», – рассказал Олейников.

3. «Коммерческая». Как считает Олейников, администрация «Яндекс.Денег» могла решить, что на оборотах его сайта они уже начинают терять какие-то ощутимые суммы.

«И решили ТАКИМ ВОТ СТРАННЫМ ОБРАЗОМ принудить нас к заключению договора от имени юридического лица-российского резидента», – предполагает Олейников.

4. «Ошибочная». Денис Олейников также допускает, что его счет в системе «Яндекс.Деньги» могли заблокировать ошибочно.

«Некий сотрудник СБ находит какой-нибудь контроверсийный магазин в ProstoPrint.com, у которого в качестве стандартной опции оплаты включены «Яндекс.Деньги». И вместо того, чтобы разобраться в сути предлагаемого нами сервиса – в том, что у нас 4000 магазинов… Вместо того, чтобы связаться с нами, обсудить и решить проблему, просто «берет под козырек» и блокирует счет», – предполагает Олейников.

Стоит отметить, что случай Олейника – не единичный. С начала года в российской блогосфере уже обсуждались случаи блокировки счетов в системе «Яндекс.Деньги» без уведомления владельцев кошельков. Судя по комментариям очевидцев, администрация платежной системы причин также не объясняла.

Что касается других платежных систем, то администрация «WebMoney», например, может приостановить процессинг транзакций клиента, если будет располагать достаточной информацией о незаконной или вызывающей сомнение деятельности клиента. Ограничений для предпринимателей в системе нет.

А вот с украинской платежной системой iMoney предприниматели могут работать только в случае, если пересчет предоплаты будет происходить по доверенности физического лица.

В компании «Интернет.Деньги» (владеет сайтом iMoney.com) «proIT» рассказали, что могут заблокировать счет клиента. Однако если клиент попросит объяснить причины, ему предоставят объяснения.

«proIT»

You may also like...