«Умственная отсталость в степени умеренно выраженной дебильности» не мешает… управлять автомобилем
Столкновение на углу Московского шоссе и Дунайской улицы с грузовиком «Скания» стало роковым для находившегося за рулём водителя «Жигулей» «ВАЗ 21150» Александра Иванова. Получив тяжелейшие травмы, он скончался на месте аварии. Суд счёл, что сидевший в грузовике водитель с 30-летним стажем Анатолий Соловьёв превысил скорость и не пропустил легковушку. Потому он должен отбыть год в колонии, а сверх того выплатить семье погибшего 150 тысяч рублей.
Уже после суда защитнику Соловьёва — адвокату Объединенной коллегии адвокатов Анатолию Баранову – удалось выяснить, что девять лет назад военные медики поставили Александру Иванову диагноз: «умственная отсталость в степени умеренно выраженной дебильности». Его освободили от армии, но водительские права вопреки закону выдали. Однако городской и Верховный суд, а также петербургская прокуратура проигнорировали это обстоятельство.
«Психическое состояние водителя Иванова значения для юридической квалификации содеянного не имеет и на объём установленной вины не влияет», – ответствовал зампрокурора города Александр Корсунов. Интересно, это следует понимать так, что отныне дебилы могут свободно разъезжать по городу, подвергая опасности жизнь нормальных людей?
Странности прокуратуры и суда этим не ограничились. По словам адвоката Баранова, из шести допрошенных свидетелей трое представляли дружную цыганскую семью Ивановых, а показания остальных зачастую игнорировались. Например, двое свидетелей не смогли описать, как двигались «Жигули» перед столкновением, но на замечание адвоката прокурор Корсунов ответил:«ваша ссылка на то обстоятельство, что никто из очевидцев автомашину ВАЗ 21150 перед столкновением не видел, в данном контексте является несостоятельной, поскольку внимание всех свидетелей было … обращено на другие объекты».
Свидетеля Юрия Потапова, утверждавшего, что грузовик Соловьёва перед тем, как в него врезались «Жигули», остановился на перекрёстке, судья Светлана Мельник выгнала из зала, предложив «подумать». А когда Потапов продолжал стоять на своём, его показания были признаны последовательными и согласующимися с показаниями других свидетелей.
Столь же странно Фемида подошла и к технической стороне дела. Выяснить, горели ли у машины Иванова фары, без огня которых Соловьёв не мог её увидеть, никто толком даже не пытался. Как и скорость, с которой ехали «Жигули». Тяжелейшие травмы Иванова указывали на слишком быстрое движение. Но медицинская экспертиза не проводилась, а в протоколе ГИБДД отсутствует информация о тормозном пути легковушки.
Даже из официальных экспертных данных суд взял только то, что ему было выгодно для обвинительного приговора. В заключении Северо-Западного регионального центра экспертиз написано, что Иванов мог затормозить и избежать столкновения с грузовиком Соловьёва при условии, что увидел его на расстоянии 31-45 метров. Приговором суда по показаниям сестры погибшего было установлено, что лично она обнаружила опасность за 40,2 метра. Возможностей для маневра была масса, но для нормального водителя, а не для субъекта «умеренно выраженной дебильности».
Та же картина наблюдается и с инкриминируемым превышением скорости на повороте. Экспертиза (назначенная, кстати, следствием) заявила, что грузовик мог двигаться в диапазоне 46-61 километров в час, а суд взял крайнее, так необходимое для вынесения обвинительного приговора значение — 61 километр, подтверждающее нарушение правил дорожного движения. Видимо, о том, что сомнения должны трактоваться в пользу обвиняемого, сейчас помнят только в Страсбурге.
К настоящему моменту Анатолий Соловьёв полностью отбыл срок, но сразу заплатить 150 тысяч он не может. Между тем гражданка Иванова, по словам адвоката, постоянно наседает на него и судебных приставов. А потому перед Анатолием Викторовичем встал выбор. Либо продать квартиру и лишить жилплощади несовершеннолетнюю дочь и жену-инвалида II группы, либо снова отправляться в зону.
Ксения Кириллова, "Наша Версия на Неве"
Полный вариант текста напечатан в газете "Наша Версия на Неве", № 96, 05-11 октября 2009.