Потребительский обман без уголовной перспективы
Счастье оказалось внезапным, оно само пришло в руки в виде выигрышного лотерейного билета. Туристическая компания «Уорлд Трэвэлэр» в год своего юбилея дарит везунчикам бесплатную поездку на Канары… Стоп! Где-то это уже было… «Фонтанка» с удивлением узнала, что лохотрон, о котором писала еще в 2005 году, преспокойно продолжает существовать и по сей день.
О сомнительной деятельности «Уорлд Трэвэлэр» знают все: и милиция, и прокуратура, и общество защиты прав потребителей. Суды завалены исками обманутых петербуржцев. Однако эта лавочка продолжает свою работу и отмечает в этом году свое 12-летие (почему это юбилей — не очень понятно). Схема, по которой плавится «бесплатный сыр в мышеловке», остается неизменной. В крупных торговых центрах Петербурга работают «зазывалы», которые вручают посетителям пару лотерейных билетов, причем один обязательно выигрышный. За призом предлагается пройти в центральный офис на Большой Конюшенной, где оператор скажет, какой из гарантированных призов ваш – видеокамера, мобильный телефон, фотоаппарат, домашний кинотеатр или поездка на Канарские острова.
После того, как вы выигрываете недельную путевку на Канары (а других призов, похоже, просто нет), выясняется, что необходимо оплатить стоимость перелета. При этом авиабилеты должны приобретаться исключительно в компании «Уорлд Трэвэлэр», а это чартерные рейсы, далеко не дешевые. Срок действия подарочного сертификата 30 дней. Если бежать собирать чемодан сразу клиент не в состоянии, поступает предложение продлить действие подарка на год за «символическую» сумму в 100 долларов. Заплатив 800 долларов, получаешь возможность на протяжении двух лет спланировать отдых и погреться на заморском солнышке, разместившись в пятизвездочном отеле.
В каждом конкретном случае могут быть нюансы, но одно условие неизменно: предложение действует только в течение «сегодняшнего дня», а потому принимать решение нужно «прямо сейчас». Если нет денег с собой, внимательные сотрудники предоставят машину и отвезут-привезут. Ежедневно офис «Уорлд Трэвэлэр» посещают десятки «выигравших приз», кто-то уходит сразу. Но достаточно взглянуть на один из интернет-форумов, чтобы понять, что тех, кто отдал свои кровные компании — сотни, а, учитывая 12-летний стаж фирмы, можно смело говорить о тысячах петербуржцев и гостей города.
Утверждение о том, что мошенники будут существовать до тех пор, пока есть доверчивые граждане, старо как мир. Большее недоумение вызывает реакция правоохранительных органов, которые в курсе происходящего, но ничего не могут поделать. Как заявили корреспонденту «Фонтанки» в отделе по борьбе с экономическими преступлениями Центрального района, к ним действительно поступали заявления от граждан, но в уголовные дела они так и не вылились. Объяснить причину собеседники отказались. Некоторую ясность внес ответ Олега Попова – заместителя прокурора Центрального района: «Люди отдают деньги добровольно и в конечном итоге все-таки летят туда, другое дело, что немного не на тех условиях, которые были оговорены изначально». То есть найти состав уголовно наказуемого преступления ни милиция, ни прокуратура не могут. Остается только одна надежда — суд, но и здесь все непросто.
По словам сопредседателя Союза потребителей России Анатолия Голова, только за последний год к ним поступила масса обращений, часть поданных исков удалось выиграть. «Проблема в том, что людей вводят в заблуждение, а те в свою очередь подписывают договор, не читая, и только дома понимают, за что заплатили деньги», – говорит Голов. Договор, предлагаемый на подпись, составлен весьма хитрым образом: с одной стороны, есть ряд нарушений закона «О защите прав потребителя» (в частности, указан месячный срок рассмотрения претензии вместо положенных 10 дней, не говоря уже о недостоверной информации), с другой стороны, в нем есть нюансы, которые трудно оспорить в суде. Например, по действующему законодательству реальные расходы не возвращаются, то есть, если была забронирована гостиница, а клиент от поездки отказался, деньги за бронь уже не получит. «Лучший выход из трудной ситуации — не попадать в нее, – советует представитель Союза потребителей, – читайте внимательно договор, если что-то не понятно, спрашивайте, если вам не отвечают, разворачивайтесь и уходите». Судиться потом с фирмой — дело хлопотное, требующее нервов, а денег вернете только часть. Получается, что в случае с «Уорлд Трэвэлэр» надежды на органы государственной власти нет никакой, остается уповать только на самих себя и словно мантру повторять себе — бесплатный сыр, бесплатный сыр, бесплатный сыр ….
Юлия Никитина, Фонтанка