Все схемы фальсификации выборов-2010

Штабы кандидатов в президенты начали задействовать админресурс и прощупывают почву для подкупа избирателей.

ВЛАСТЬ ПОРОЖДАЕТ ГОЛОСА

Самая заметная и самая разнообразная часть технологий нарушений свободы выбора — использование админресурса для давления на избирателя. Обвинения сыпятся в основном на трех кандидатов — двух фаворитов (Тимошенко и Януковича) и президента Ющенко. Причем последнего «тимошенковцы» обвиняют в работе на Януковича. Мол, всем главам обл- и райадминистраций дана разнарядка поддержать лидера ПР. Регионы это отрицают и, в свою очередь, обвиняют Тимошенко, что та мобилизовала в свою поддержку директоров госпредприятий, которых назначает Кабмин. Так, на днях в Луганской области сразу несколько шахтеров заявили, что руководство их шахт заставляет голосовать за Тимошенко — в частности, рабочий «Ровенькиантрацита» Александр Новожилов заявил, что людей запугивают, а Нина Власюк с шахты «Должанская-Капитальная» в Свердловске уверяет, что людей сгоняют «под роспись» на митинги бютовцев и грозят увольнением тем, кто против Тимошенко. Гендиректор «Ровенькиантрацита» Юрий Зюков, которые открыто агитирует за Тимошенко, говорит, однако, что ни на кого не давит: «сейчас не 2004 год — у каждого есть возможность тайно проголосовать за кого угодно». А руководитель избирательного штаба Юлии Тимошенко в Донбассе Наталья Королевская заявляет, что админресурс в Донбассе будет работать на регионалов. В свою очередь, бютовец Олег Ляшко говорит, что ПР активно работает среди железнодорожников.

Впрочем, как показывает практика, по-настоящему эффективен админресурс руководителей предприятия лишь в том случае, когда предприятие имеет ведомственный микрорайон и может контролировать голосование по месту жительства.

А еще более эффективно, когда место жительства вообще совмещено с основным видом деятельности — речь идет о солдатах, студентах, заключенных. Кстати, Юлия Тимошенко недавно заявила, что зэки не будут голосовать за Януковича. Видимо, неслучайно — в ПР уже утверждают, что БЮТ активно работает на зонах: «Там очень удобно фальсифицировать выборы — зэков легко построить и проконтролировать, а наблюдателей туда особо не пускают, да они и не стремятся — ну кто захочет подхватить туберкулез? А наших членов комиссий там будет всего двое из 36». Впрочем, в БЮТ все обвинения в свой адрес отметают: «Говорить можно что угодно. Но нам такого указания не спускали. В моем округе находится тюрьма Мартусовка и там таких фактов нет», — сказал нам нардеп-бютовец Сергей Мищенко.

Еще регионалы обвиняют БЮТ в использовании такого ресурса в МВД Юрия Луценко: там составляют списки избирателей, и ПР подозревает, что в регионах, традиционно голосующих за Виктора Януковича (Донбасс, Крым) массово будут вносить неточности в данные избирателей (либо их просто не будут вносить). А чтобы их невозможно было исправить, БЮТ пытается изменить закон о выборах, запретив избиркомам исправлять и дополнять списки; бютовцы предлагают передать эту функцию судам, которые не смогут (даже если захотят) принять нужное количество решений. У Тимошенко же говорят, что, наоборот, за счет изменения списков избирателей будут осуществлять фальсификации (см. ниже).

КРИЗИСНЫЕ РАСЦЕНКИ: 50-100 ГРН.

Самая мягкая разновидность фальсификаций — подкуп. Тут все добровольно: хочешь денег — проголосуй за нужного кандидата. По данным главы Комитета избирателей Украины Александра Черненко, сейчас денег никто не дает, но собирают данные о людях, готовых продавать голоса — особенно часто в сельской местности и в небольших райцентрах. Там расценки ниже — за голос обещают от 50 до 100 гривен. А вот в Секретариате президента ранее заявляли, что некоторые партии предлагают даже 100 долларов за голос. Способ проверки «правильного» голосования все тот же — фото бюллетеня нужно показать на мобильном телефоне, либо своем, либо полученном у «продавца».

В отличие от админресурса, эту технологию будут использовать и кандидаты второго плана, однако в КИУ говорят, что все же главная работа ведется штабами Януковича и Тимошенко. Оба штаба, естественно, все отрицают.

ГРУЗИТЕ БЮЛЛЕТЕНИ ПАЧКАМИ

Третья часть фальсификаций происходит на избирательных участках в день выборов — либо во время их работы, либо после их закрытия. Золотое дно здесь — деревни, особенно в тех областях, где явное преимущество имеет один кандидат. В каждой деревне глава сельсовета или председатель колхоза знает, кто из односельчан уехал на заработки или болеет, а потому на участок точно не придет; их бюллетени и попадают в урны с отметкой в пользу нужного кандидата. Особо в этом плане подозревают маленькие города и деревни Западной Украины, где значительная часть населения находится на заработках за границей — еще в 2004-м регионалы говорили о том, что «полупустые галицкие деревни» давали 100% за Ющенко, а сейчас ожидают то же в пользу Тимошенко.

Самих же регионалов подозревают в организации «каруселей» в их регионе — на Востоке. «Карусели» — это автобусы с 30—50 людьми, которые ездят с участка на участок; они вносят себя в список, голосуют и едут дальше. Именно борьбой с «каруселями» бютовцы объясняют желание изменить закон о выборах, чтобы отобрать у избиркомов возможность добавлять людей в списки. В БЮТ утверждают, что на Востоке «Регионы» так могут добавить себе 600 тысяч голосов. На вопрос же — сколько Тимошенко может собрать аналогичным способом на «своем» Западе, — один из бютовцев ответил, что «карусели» там затруднены: «Приехавшие 50 человек будут незаметны на густонаселенных участках Донбасса, на Западе же участки гораздо меньше по численности, и там 50 дописанных человек сразу будут заметны». Но бютовцы умалчивают о своем активе: на каждом участке будет подчиненный Юрию Луценко милиционер (которого, в отличие от наблюдателей, выставить невозможно) — и очень важно, чьи махинации он заметит, а чьи — нет.

Наконец, могут быть фальсификации и после выборов. Они также возможны там, где большинство членов комиссии — за одного кандидата. В этих случаях либо происходит дополнительный вброс бюллетеней в урны, либо часть голосов одних кандидатов при подсчете отдается другому. Говорить об однозначном преимуществе кого-либо из кандидатов здесь нельзя. Первоначально все шло к тому, что преимущественный контроль над избиркомами получит Тимошенко (через технических кандидатов), но сейчас это уже не так очевидно — техкандидаты колеблются.

Дмитрий Коротков, Анастасия Рафал, «Сегодня»

You may also like...