«Будь у меня автомат, решила бы проблему так же, как герой фильма «Ворошиловский стрелок»!»
«Будь у меня автомат, решила бы проблему так же, как герой фильма «ворошиловский стрелок»!» – говорит пенсионерка из Запорожья Валентина Матахнюк, полтора года назад пострадавшая в ДТП и до сих пор не добившаяся не только компенсации, но даже извинений от компании «Автолюкс» – владельца автобуса.
В пятницу, 11 июля 2008 года, недалеко от Днепропетровска разбился автобус «Мицубиси» компании «Автолюкс», следовавший рейсом «Киев- Запорожье». Из находившихся в салоне 39 человек (36 пассажиров, два водителя и стюардесса) в аварии пострадал 21. Прибывшие к месту ДТП «скорые» доставили пострадавших в 16-ю горбольницу Днепропетровска. Шестеро были в тяжелом состоянии. По предварительным данным ГАИ, опытного водителя автобуса заставила вильнуть на обочину нарушившая правила легковушка, которая обогнала огромный «Мицубиси». Дорога после дождя была скользкой, автобус от резкого маневра перевернулся. Виновник же ДТП, даже не притормозив, скрылся.
«В аварии получила переломы трех ребер, сотрясение мозга»
В числе пассажиров злополучного «Мицубиси» была пенсионерка из Запорожья Валентина Матахнюк. В автобус женщина села в Кременчуге, куда приехала из села Глобино Полтавской области.
– В Глобино гостила у подруги, – поясняет Валентина Матахнюк. – Она уговаривала задержаться на выходные, но я решила возвращаться домой в пятницу. Честно говоря, было нехорошее предчувствие, но дома ждал любимый пинчер Тедди, которого оставила на соседку… К девяти утра я с тяжелой сумкой (подруга нагрузила продуктами) была уже в Кременчуге на автовокзале. Шел дождь, поэтому взяла билет не на маршрутку, а на автобус, решив, что так безопаснее. В «Автолюксе» стюардесса посадила меня на 34-е место, впереди через проход сидели женщина и девочка лет семи. Моему внуку столько же, так что я с удовольствием наблюдала, как мама и дочка обнимались. Кстати, в Глобино часто езжу с внуком. Слава Богу, в тот раз его не было…
По словам пенсионерки, несмотря на дождь и мокрую трассу, автобус ехал чересчур быстро. Не исключено, что нагонял время – в одном селе задержались минут на двадцать: водитель и стюардесса ходили за покупками.
– Кто-то из пассажиров дремал, кто-то смотрел по видео «Ворошиловского стрелка», – продолжает Валентина Матахнюк. – Помню, что от кино, скорости и дождя за окном в какое-то мгновение стало не по себе. Была даже мысль подозвать стюардессу и спросить, куда мы торопимся. Чтобы отвлечься от тревожного чувства, открыла сумочку – хотела достать расческу. И не успела. Уловив какой-то гул, выглянула в проход. В этот момент автобус начал крениться. Я сидела в конце салона и заметила, как люди стали вываливаться из кресел. Сама упала на какого-то парня, кто-то упал на меня. На какое-то время потеряла сознание. Очнувшись, выползла через разбитое окно. И не могу понять, что произошло. Автобус на боку, везде стекла, мазут, земля. У обочины лежит женщина, без сознания, с задранными ногами, видны трусы. Я еще подумала: надо бы ее прикрыть. Все бледные, кто-то сидит на траве, кого-то рвет, одна женщина глотает таблетки… Но никто не плакал, это я хорошо помню. Какой-то парень принес воду из холодильника в автобусе и успокаивал пассажиров: «Не поднимайтесь, я всех напою». У меня левая рука была в осколках, бриджи порваны, в крови и мазуте. Сумочка с деньгами и документами осталась в автобусе. Пойти за ней побоялась, попросила парня, который всех поил. Он нырнул в салон, вынес мои вещи и стал помогать другим. Дышать было очень тяжело, тошнило, болел левый бок, голова. Потом врачи «скорой» вкололи обезболивающее.
Валентину вместе с другими пострадавшими привезли в 16-ю клиническую горбольницу Днепропетровска. От сильной боли женщина готова была выть. Но врачи, сделав рентген, сказали, что у нее всего лишь ушибы. Ночь в больнице прошла без сна. Коротая время, пенсионерка обошла палаты, где лежали «автобусные», поговорила с людьми. Общее мнение пострадавших – причина аварии в превышении скорости.
Утром за одной из травмированных жительниц Запорожья приехал зять. На его машине вернулась домой и Валентина Матахнюк. Видя, как она страдает от боли, сыновья повезли мать в больницу. Взглянув на сделанные в Днепропетровске снимки, хирург изумился: «Как врачи не заметили перелома пятого ребра?» Позже у женщины обнаружили переломы еще двух ребер, сотрясение мозга. Через пару недель сказались последствия стресса:
– Днем или ночью меня охватывал страх, хоть с балкона бросайся, – вспоминает Валентина. – Начала принимать успокоительное… На больничном пробыла месяц, но спина болит до сих пор. Долго не могла заставить себя войти в транспорт. Да и сейчас, если еду в троллейбусе или автобусе, на поворотах начинаю паниковать…
«С головы буквально сорвало скальп, кровь залила лицо»
Супруги Губские из Запорожья тоже были в числе пассажиров перевернувшегося автобуса. Владимир повредил ключицу и руку, Наталья получила целый букет травм – перелом двух костей таза, ушиб грудной клетки, раны головы и левого локтевого сустава, сотрясение мозга, перелом второго поясничного позвонка. Вспоминая пережитое, женщина еле сдерживается, чтобы не разрыдаться.
– На меня упали трое мужчин, придавили, моя голова оказалась под сиденьями. С черепа буквально сорвало скальп, кровь залила лицо. Когда на ремнях меня вытаскивали из автобуса, я так кричала, что слышали, наверное, в соседних селах. В днепропетровской больнице после аварии даже не помыли. Рану на голове зашили, не вычистив – в Запорожье потом делали повторную операцию, вынимали из-под кожи «кирпичи» и стекло. За четыре дня в Днепропетровске у меня появились пролежни. От боли хотелось наглотаться таблеток и умереть. В постели – сначала в больнице потом дома – провела три месяца. Долго не могла стать на ноги, после передвигалась на костылях. До аварии я не работала. Трудилась на даче – у меня теплица, виноградник. Так зарабатывала на жизнь. Сейчас тяжело даже ходить, быстро устаю. В маршрутках трясусь от страха. Боюсь сесть за руль, хоть у меня 20 лет водительского стажа.
По закону выплачивать компенсацию за нанесенный ущерб здоровью пассажиров должен автоперевозчик, в данном случае – «Автолюкс». Но Губские не нашли в автокомпании понимания. В первый день пребывания супругов в больнице им предложил помощь мужчина по имени Таир, назвавшийся представителем «Автолюкса» в Днепропетровске. Владимир попросил купить очки «минус четыре» (вместо тех, что разбились в автобусе) и халат для жены (платье, в котором Наташа ехала, врачам пришлось разрезать). Таир пообещал все сделать, но больше не появился. Не дозвонились Губские и по оставленному им номеру телефона. Позже Владимир побывал в запорожском офисе «Автолюкса», где ему сказали: «У вас к нам претензии? Можете подавать в суд».
В суд мужчина обращаться не стал. «Такой он человек. Считает, что закон и правда должны восторжествовать сами», – говорит его жена. Сама Наташа была напористее: позвонила в центральный офис компании в Киев, потребовала материальной компенсации полученного ущерба. Но в итоге тоже осталась ни с чем.
У Валентины Матахнюк свои отношения с «Автолюксом»:
– Я договорилась по телефону о встрече с запорожским представителем компании Ахмедом Джая. Он обещал помочь восстановить потерянный в аварии билет на автобус, подсказать, как действовать дальше. Я трижды была в его офисе на автовокзале, Джая не пришел ни разу. Поняв, что зря трачу время, послала в Киев письмо с уведомлением. Ответа жду до сих пор. Хоть бы кто из «Автолюкса» поинтересовался за это время моим здоровьем!
Утрата Валентиной билета дала повод Экологической страховой компании отказать пострадавшей в ДТП женщине в выплате страхового возмещения. «Может, вы случайно оказались рядом с местом аварии, а в самом автобусе не были», – цинично заявил пенсионерке молодой служащий, проигнорировав медицинские справки из днепропетровской больницы, сохранившуюся бирку под номером 40 за сданную в багажное отделение автобуса сумку.
– Как я тогда жалела, что у меня нет автомата! – вполне серьезно говорит Валентина Матахнюк. – Чтобы решить проблему так, как герой Ульянова из «Ворошиловского стрелка», стрелявший в обидчиков.
У супругов Губских билеты на злополучный рейс сохранились. Но это, уверяет Наталья, не спасло ее с мужем от унижений и нервотрепки с получением страховки.
– Справка из больницы почему-то страховую компанию не устроила. Под любыми предлогами там уходили от оплаты. Как я плакала, объясняя, что потратила на лечение все деньги! А сколько очередей пришлось выстоять, собирая документы! Почти год добивалась первых выплат. Сейчас получаю компенсацию из расчета 102 гривни за каждый день, который провела на больничном. Этого мало, я ведь до сих пор не могу носить тяжести, не чувствую пальцев на руках и ногах. По вине «Автолюкса» лишилась возможности работать, а мне и мужу никто даже не принес извинений.
У других пассажиров из Запорожья, пострадавших в том ДТП, к «Автолюксу» претензий нет. Люди написали «отказные», а взамен получили от компании по две-три тысячи гривен. Валентину Матахнюк и Наталью Губскую подобный компромисс не устраивает. Страховые выплаты в полном объеме гарантированы законом, считают женщины.
До сих пор нет и выводов милиции, расследующей аварию под Днепропетровском. Причина в том, объяснил «ФАКТАМ» старший следователь отдела ДТП следственного управления Днепропетровского УВД Валентин Спицкий, что пострадали люди из нескольких областей Украины, всех нужно опросить. Количество пострадавших, в том числе запорожцев, Валентин Спицкий, ссылаясь на тайну следствия, назвать отказался.
Администратор компании «Автолюкс» в Днепропетровске Марина Колесникова усомнилась в том, что их сотрудник Таир мог не выполнить обещаний, данных Владимиру и Наталье Губским. Через пару дней Колесникова сообщила по телефону:
– Я разговаривала с Таиром. Он о том случае не забыл. Говорит, купил и очки, и халат, но, придя в больницу через день-два, узнал, что Губские выписались и уехали.
А ведь Наталья Губская провела в днепропетровской больнице четверо суток.
Ахмед Джая, запорожский представитель автокомпании, на вопрос о Валентине Матахнюк возразил:
– Этого не может быть, чтобы я, назначив встречу, на нее не пришел. Пострадавшую по фамилии Матахнюк не помню. Все, кто ко мне обращались по той аварии, получили компенсации. Кто именно и какие суммы? Документы и списки находятся в юротделе в Киеве.
Столичный юрист «Автолюкса» Александр Сокол, с которым мы говорили по телефону, подтвердил: больше десяти человек, пострадавших 11 июля 2008 года, получили разные компенсации. Люди предоставили документы по ущербу, в том числе автобусные билеты. Пострадавшие Губские и Матахнюк к нему лично не обращались. Если обратятся, сказал юрист, компания разберется:
– Мы всегда идем на уступки.
– Но женщины утверждают, что и звонили, и писали в киевский офис.
– Одна из наших юристов недавно погибла. Возможно, их бумаги остались в ее рабочем столе.
«По закону людям, попавшим в ДТП, обязаны выплатить страховку в течение месяца»
– Попавшие в ДТП люди должны были получить страховые выплаты, как это предусматривает законодательство, в течение месяца, – говорит юрист Виктория Кузьмина, начальник юридического отдела коммунального предприятия «Запорожэлектротранс». – Поэтому первое, что советую сделать пострадавшим, обратиться в органы прокуратуры Днепропетровской области с заявлением о том, что за полтора года расследования их не проинформировали, проведена ли автотехническая экспертиза и каковы ее выводы. В данном случае, как я понимаю, цель пострадавших – не наказать водителя, если он виновен, а получить материальную компенсацию за вред, причиненный их здоровью. Статья 1187 Гражданского кодекса Украины, регулирующая вопросы, связанные с причинением ущерба жизни и здоровью источником повышенной опасности, каковым является транспортное средство, предусматривает, что ущерб возмещается независимо от того, виновен водитель или нет. То есть, не дожидаясь завершения следствия, люди имеют право обратиться с исковым заявлением в суд. Тем более что они обращались в страховую компанию, которая под надуманным предлогом ушла от оплаты. Наличие автобусных билетов, кстати, необязательно. Ведь все фамилии пострадавших зафиксированы в материалах расследования ДТП, подтверждены больничными документами.
Исковое заявление в суд нужно подать на страховую компанию и автовладельца, моральный ущерб возмещают оба соответчика. Обычно иск подается по месту нахождения ответчика (в нашем случае «Автолюкс» зарегистрирован в Киеве). Но пострадавшие могут обратиться в суд первой инстанции по месту ДТП, случившемуся в Днепропетровской области, или по месту своего жительства. Кстати, иски по возмещению ущерба за причиненный здоровью вред госпошлиной не облагаются. Если же конфликт со страховой компанией по каким-то причинам не разрешится, советую обратиться в Моторное (транспортное) страховое бюро Украины, контролирующее деятельность всех страховых компаний. В каждой области есть представитель бюро.
Юрий Гаев, «Факты»(Запорожье)