Желание киевлян сэкономить не помешает цветочным барыгам к 8 Марта вдвое завысить цены
К нынешнему женскому празднику киевляне купят цветов больше, чем обычно. Поскольку на более дорогие подарки у многих попросту не хватит денег. Да и сами кризисные букеты стали заметно скромнее. Вместо прежних хитов продаж — метровых роз — сейчас на пике популярности самые дешевые растения. Но и их реализация обещает торговцам неплохую прибыль. Тем более что в нынешнем году конкуренция за столичного покупателя стала менее жесткой: частники, которые традиционно сбивали праздничные цены, до Киева, судя по всему, не доедут.
Букеты утратили пышность
Столичные продавцы цветов имеют все шансы хорошо заработать на 8 Марта. Поскольку более солидные подарки (ювелирные украшения, парфюмерия и пр.) становятся все менее доступными для бюджета среднестатистического жителя города, многие ограничатся цветами и сладостями. Соучредитель компании UFL (торговля цветами) Алексей Созинов говорит, что данную тенденцию они заметили и накануне Дня святого Валентина. Продажи букетов увеличились на четверть по сравнению с аналогичной прошлогодней датой. Такого же роста объемов реализации г-н Созинов ожидает и к мартовскому празднику.
Причем, по словам маркетолога фирмы «Камелия» Александра Кошелюка, мужское население Киева попытается сэкономить и на цветах. В текущем году вместо традиционно популярных в столице роз спрос сместится в пользу более доступных тюльпанов, нарциссов, гиацинтов и прочих первоцветов. Но если учесть, что на 8 Марта в городе продается не менее 10 млн шт. цветов, прибыль торговцев все равно будет впечатляющей и составит порядка 100 млн грн.
Поставщики уже начали готовиться к борьбе за эти деньги. Уловив новые тенденции, они в нынешнем сезоне сделали ставку именно на продукцию массового спроса. В «Камелии» рассказывают, что они вдвое увеличили высадку весенних цветов. Это позволит поставить в киевскую розницу только тюльпанов около 1 млн шт. Широкий ассортимент «мартовских» растений завезли также в «Новую линию». О существенном увеличении выбора таких растений говорит и г-н Созинов.
Другой сегмент, который, как считают эксперты, будет весьма прибыльным в этом году — горшечные растения. Ожидается, что их продажи к весеннему празднику удвоятся: помимо корпоративных заказчиков, многие из которых постепенно размораживают свои поздравительные бюджеты, традиционные букеты заменят комнатными растениями и рачительные киевляне, не желающие выбрасывать деньги на подарок, который завянет за пару дней.
А вот дорогого среза, скорее всего, будет продано на 10-15% меньше, чем в минувшем году, и как минимум на треть меньше, чем до кризиса. Поставщики уже сократили ассортимент такой продукции, но стимулировать спрос более лояльными ценами не планируют. Более того, Алексей Созинов говорит, что к 8 Марта цены в закупке выросли вдвое. «Если в середине февраля розы нам предлагали по 10 грн./шт., то сейчас — по 20 грн.», — говорит он. Президент Союза цветоводов Украины Ирина Слободянюк признает, что желание у продавцов букетов заработать на праздниках не истребили даже кризисные тенденции. По ее мнению, наценка на цветах в женский день вряд ли будет меньше 150%.
Доходный ширпотреб
Диктовать рынку свои условия торговцам позволяет и снижение конкуренции. По словам г-жи Слободянюк, кризис открыл новые перспективы перед отечественными цветоводами. За последний год импорт растений упал на треть. Ежемесячно в страну поставляется на $1,5-2 млн букетов. Причина сокращения объемов лежит на поверхности: курсы валют сделали импортные растения слишком дорогими для украинского покупателя. Вытеснение конкурентов позволило нашим тепличникам нарастить производство на 10-15%. Рост сдерживает разве что сравнительно небольшое количество специализированных комплексов. Так, в Киевской области теплицы, пригодные для выращивания цветов, занимают лишь 30 га, причем за последний год их площади не расширились. Сами цветоводы поясняют, что пока не в состоянии инвестировать в производственную базу. Оборудование гектара теплицы для срезных растений стоит порядка 1 млн евро, для горшечных — более 1,6 млн евро, что, учитывая дефицит заемных средств, по карману немногим. Количественно дефицит предложения пока не чувствуется. Поскольку отечественные цветоводы выращивают ограниченный ассортимент, куда, как правило, входят лишь наиболее ходовые растения, эксперты прогнозируют, что выбор цветов в киевской рознице будет уменьшаться (к примеру, экзотических растений, тех же орхидей разных сортов, в магазинах не так много уже сейчас).
Крупные киевские цветоводы смогут отметить нынешний праздник и в отсутствии частников. В прошлые годы фермеры, имеющие в своем хозяйстве хоть какую-то теплицу (а часто и просто под пленкой) выгоняли специально к этому празднику достаточно большие объемы весенних цветов (тюльпаны, нарциссы и пр.). Их массовые поставки на рынок заметно сбивали цены. Но нынешняя суровая зима, по словам Ирины Слободянюк, сделала подобные «ботанические опыты» невозможными. В неприспособленных теплицах растения попросту вымерзли. Так что, по ее оценкам, доля частников в нынешнем сезоне снизится в разы, что развяжет руки солидным торговцам. Если в минувшем году стоимость тюльпанов и нарциссов стартовала с 3-5 грн./шт., то в этом их предлагают уже по 10 грн. К женскому дню эта цифра еще увеличится.
Людмила Ксенз, Деловая столица