Страшные тайны цветочников: будьте бдительны! Какие цветы все-таки можно покупать
Торговцы цветами накануне 8 марта делают полугодовую выручку. В ход идет все — от канцелярского клея в виде «росы» до зубочисток, держащих увядшие головки. Эксперты рассказали о тайных способах реанимации цветов и о том, какие цветы все-таки можно покупать.
Цены на цветы — и без того высокие — трижды в год взлетают до небесных высот: к выпускным балам в школе, накануне 1 сентября и, конечно, 8 марта. Поэтому торговля должна из кожи вон вылезти, но обеспечить свой бизнес до будущего праздника. Не пропадает ничего: ни «химические» южно-американские розы, ни пропаренная над чайником для придания пушистости кавказская акация, которую у нас упорно выдают за мимозу.
Накануне любимого цветочного праздника в «Росбалте» собрались ведущие эксперты в области флористики: Владимир Бермяков, директор студии «Цубаки», первый чемпион СССР по флористике и первый россиянин, судивший кубок Европы по флористике, его сын Александр — также неоднократный призер международных конкурсов по флористике, и руководитель цветочной мастерской «Арт-букет» Ирина Кучерявая. Флористы поведали, что весной в моде яркие, сугубо весенние цветы: тюльпаны, нарциссы, гиацинты, анемоны, ирисы. Однако с нарциссами и гиацинтами следует быть осторожными: первые выделяют сок, который может погубить другие цветы в вазе, а запах гиацинта (как и лилии) так силен, что запросто «перебьет» не только аромат других цветов, а то и вызовет аллергию.
Летом популярны полевые цветы — ромашки, колокольчики, пастушья сумка, которые, кстати, стоят гораздо дороже роз или лилий. В последнее время очень модно включать в летние букеты злаковые (рожь, пшеницу) и даже простую полевую траву. Осенью предпочитают дарить букеты с плодами, а зимой — классику, но украшенную какими-нибудь декоративными ветками.
Как рассказала руководитель цветочной мастерской «Арт-букет» Ирина Кучерявая, флористы сейчас стараются воспитывать вкус у покупателей, чтобы те не ограничивались банальными букетами, а учились фантазировать, подходить к подарку с душой. В ход может пойти практически все, что угодно, — от кофейных зерен и перца до камней и апельсиновых корок, красиво уложенных в вазу.
Эксперты считают, что сейчас покупатели стали более требовательными и даже креативными: они просят соорудить что-нибудь экстравагантное, ищут необычные сочетания цветов, не боятся брать цветочные композиции. Между тем не секрет, что покупать такие композиции надежней в крупных цветочных магазинах: там есть некоторая гарантия, что в специальную флористическую губку воткнут хорошие цветы, а не утиль с обломанными ножками и художественно вырезанными пожелтевшими листьями.
Вообще реанимировать можно практически любой цветок, даже самый безнадежный. Достаточно иметь нехитрый набор инструментов, и увядшая роза с помощью ножниц (обрезаются пожелтевшие кончики лепестков), клея (видимость росы), разноцветного блестящего напыления (держащего цветок по принципу лака для волос) и холодильника (в котором, собственно, цветы и хранятся) превращается в сказочную красавицу. Правда, очень недолговечную и очень дурно пахнущую.
Как рассказали «Росбалту» мастера из «Арт-букета», с гарантией можно покупать только два сорта роз: бордовые «Гран при» и «Белую Марусю». Они, по крайней мере, живые и пахнут. Хороша и ароматна местная петербургская пулковская роза, но она на любителя — цветы некрупные и на коротких кривых ножках.
«Вообще важно, чтобы на розе была «рубашечка» — нежные листочки-лепестки, держащие бутон у основания, — говорят специалисты. — Это верная гарантия свежести цветка». Впрочем, у хорошего продавца не пропадут и несвежие цветы. Увядшие растения реанимируют таким образом: сбрызгивают водой, заворачивают в целлофан и отправляют в холодильник. Пожелтевшие лепестки или листья либо обрывают, либо художественно вырезают. Если лепестки совсем отваливаются — тоже не беда: их можно склеить, закапывая в бутон расплавленный воск. Засыхая, он держит лепестки.
Можно даже прикрутить оторванную «голову»: в стебель вставляется зубочистка либо проволока, бутон насаживается на нее — операция практически незаметна. А то, что цветок завянет, не дожив до дома, — это уже проблемы не продавца, а покупателя.
Как правило, такие некондиционные цветы продавцы стараются использовать в готовых букетах и различных композиях, замаскировать ленточками, бабочками и прочей упаковкой. Кстати, стоимость упаковки в праздничные дни поднимается раз в 30: обычная упаковка стоит не больше рубля у оптовиков, в рознице ее продают за 20-30 рублей. Плюс накрутка за веточки-листики, которые в большинстве случаев просто подбираются с пола на тех же оптовых базах. Особенно популярны копеечные бабочки-мушки на прищепках: они не только стоят как золотые, но и вполне функциональны. Могут придерживать сломанный стебель или прищепливать отвалившийся лист.
Александр Бермяков признается, что на оптовых базах «надинамить» можно даже профессионалов цветочного дела. Если на голландских аукционах, откуда в Россию и закупается львиная доля цветов, всю некондицию перемалывают и превращают в компост, то наши оптовики достигли поистине совершенства в искусстве цветочного обмана.
Не беда, если гвоздикам придают свежесть при помощи растворенного в воде сахара, цикламены освежают лимоном — это все безвредный натур-продукт. Хуже, когда цветы и выращиваются, и консервируются с помощью ядреной химии. Такая пластмасса не только не радует ароматом, но и может быть вредна, особенно для аллергиков. Эксперты говорят, что особенно «славятся» такой химией цветы из Эквадора и Колумбии. Цветы прибывают к нам в обычных коробках, а какой живой цветок выдержит многочасовой перелет без воды?! Кстати, в этих странах длинные красивые «пластиковые» розы выращивают специально для России — больше ни в одной стране такой суррогат природы не пройдет.
Накануне 8 марта, как подснежники, вырастают на улицах больших городов стеклянные кубики-однодневки со свечками внутри, в которых ждут своих покупателей тюльпаны и мимозы. В них стоимость купленных на оптовых базах цветов возрастает в 2-3 раза, а где-нибудь вечером 7 марта загулявший после корпоратива муж готов выложить за цветочек разъяренной жене и пятикратную стоимость.
Самое хлебное место — рядом со станциями метро, около супермаркетов, вдоль проходных улиц. Хотя в предпраздничные дни торговцы умудряются проникать даже на территорию метрополитена и торговать прямо на входе-выходе из станций. Милиция уже не обращает внимание на нелегальных торговцев — в лучшем случае отгонит со своей территории на соседнюю.
Продавцы не скрывают, что один проданный цветок легко покрывает издержки за 5-7 непроданных. А если еще продавец-молодец работает по технологии безотходного производства, то цветочный бизнес у такого хозяина будет процветать, как колумбийская роза на искусственном компосте.
Марина Бойцова, Росбалт
Tweet