Казанских бизнесменов обвиняют в 20 убийствах и трех похищениях людей
Все это они делали ради спасения себя и своих семей от конкурентов-группировщиков
На днях в Верховный суд Татарстана следователи передали дело банды «Севастопольских». На скамье подсудимых 14 человек. Прокуратура Республики Татарстан утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении 47-летнего Рустема Сайманова, 43-летнего Радика Юсупова, 40-летнего Айрата Ханнанова, 42-летнего Александра Кургина, 39-летнего Максима Панаиоти, 38-летнего Дмитрия Миронова, 41-летнего Николая Михайлова, 38-летнего Фарида Фахрутдинова, 38-летнего Александра Зенюка, 43-летнего Марата Ганеева, 46-летнего Рустама Ямалтдинова, 51-летнего Фарита Хабипова, 41-летнего Зуфара Гараева и 43-летнего Андрея Баринова.
Уголовное дело более двух с половиной лет вел отдел по расследованию особо важных дел Следственного Управления СКП РФ по Татарстану.
– Следователи, которые вели дело, постоянно носили с собой оружие, к ним приставили охрану, для них закупили новейшие сейфы, компьютеры, – рассказал руководитель Отдела по особо важным делам СУ СКП РФ по Татарстану Сергей Куранов. – Объем дела – 76 томов, плюс 8 томов обвинительного заключения. Допрошено свыше 100 свидетелей. Разработкой бандитов занималось более 50 человек, включая оперативников. Но не все эпизоды удалось подключить к делу. Некоторые, например, похищения людей, за давностью лет просто пришлось прекратить.
Бандиты поневоле?
Времена «боевой славы» бандитов относятся к 1994-1996 годам. В отличие от привычных группировщиков так называемого «казанского феномена» «Севастопольские» вели дела серьезно. Практически все они занимались бизнесом: кто торговал продуктами, у кого-то ресторан открылся, один из лидеров группировки – Рустем Сайманов был спортивным директором футбольного клуба «Рубин».
– Можно сказать, что в то время создание банды – была мера вынужденная, чтобы обезопасить себя, – пояснили «КП» следователи. – Дело в том, что в середине 90-х глава группировки «Жилка» Хайдар Закиров стал собирать под себя более мелкие группировки. Нашлись и те, кто отказался иметь с ним дело. В будущем они вошли в состав банды «Севастопольские». Среди них – участники ОПГ «Низы», «Грязь», «Слобода», «56-й квартал», «бригада Ильфатея», «Чайники». В большей степени люди просто хотели защитить себя, свои семьи, свой бизнес, потому что Закиров приказал «уничтожать конкурентов вместе с семьей».
В гостинице лидеры банды облюбовали 10-й и 11-й этажи, которые тщательно охранялись собственной службой безопасности. Снайперу подобраться к бизнесменам снаружи было практически нереально – все близлежащие дома были не выше 9-этажей.
В итоге защита ради собственного спасения обернулась созданием одной из мощнейших группировок Казани. Однако сами лидеры банды жили вместе с семьями в Москве в гостиничном комплексе «Севастополь». Отсюда, кстати, и пошло название группировки. Бизнес вели отсюда же.
Расправы над членами «Жилки» «Севастопольские» готовили очень тщательно: внимательно изучали маршруты движения объекта, прослушивали его разговоры и разговоры родных, исследовали место будущего нападения. Оружие и боеприпасы покупали сами. Отлаженный бизнес позволял покупать дорогие карабины чешского производства, автоматы «Калашникова», пистолеты-пулеметы, винтовки, гранаты, устройства для бесшумной и беспламенной стрельбы, патроны.
– После первых убийств своих товарищей «жилковские» группировщики решили, что за них взялся спец-отряд милиции «Серебряные стрелы», который, по их мнению, и занимался зачисткой членов ОПГ, – рассказали следователи.
Но после того, как появились первые убитые от «Севастопольских», к «жилковским» пришло прозрение и война разгорелась с новой силой.
Двойное покушение
По данным следователей, на лидера «Жилки» «севастопольские» покушались дважды. Первый раз Хайдара Закирова отследили в Санкт-Петербурге. За год до этого, по версии следствия, «Севастопольские» похитили двух членов «Жилки» Андрея Маврина и Константина Ширшова, которые могли знать о месте нахождения своего лидера.
– На «жилковских» устроили засаду. Под видом сотрудников милиции бандиты остановили «БМВ» Маврина на дороге для проверки документов. Запихнули затем обоих в машину и увезли на конспиративную квартиру, – рассказал следователь по особо важным делам Вадим Максимов. – Там пленников долго пытали. Очевидно, они все-таки рассказали о местоположения Закирова. Потом обоих группировщиков застрелили, а их трупы закопали на острове «Маркиз» на Волге.
6 октября 1995 года в одном из жилых домов Санкт-Петербурга лидера «Жилки» расстреляли в лифте вместе с тремя его охранниками. Но тогда Закирову и одному из тех трех телохранителей повезло – они остались в живых. Охранник переквалифицировался в личного водителя шефа. Кстати, на дверях этого лифта до сих пор осталось 96 отметин от пуль.
Спустя полгода «Севастопольские» организовали второе покушение на конкурента. Тот выходил из подъезда дома в окружении телохранителей. «Вольво» ждал у дверей. Первая пуля снайпера угодила водителю в шею. Следующие – в Закирова и телохранителей. В итоге лидер «Жилки», его водитель и один из охранников скончались от полученных ран.
Любопытный факт: уже умирающий телохранитель, видимо в предсмертной агонии, сам прострелил своему шефу ягодицу – эксперты потом найдут там пулю.
Помощь милиции
По данным следствия по одному из эпизодов похищения людей в 90-х годах проходит сотрудник правоохранительных органов Андрей Геполов. К уголовной ответственности его пытались привлечь за «принуждение лиц к даче показаний».
– Его пытались привлечь за участие в похищении людей, в частности двух участников группировки «Жилка» Грудинина и Зарипова. 1 марта 1997 года он, как действующий на тот момент сотрудник правоохранительных органов, остановил автомобиль, в котором ехали «объекты», предъявив удостоверение милиционера, потом попросил пересесть в свою машину, там надел на них наручники и передал в руки бандитов. Летом прошлого года Андрея Геполова арестовали. К сожалению, срок давности по этому преступлению уже прошел, и мы не могли привлечь его к уголовной ответственности, несмотря на то, что вину свою он полностью признал, – сообщили «КП» следователи. – Однако его привлекли за другое – должностное преступление.
Геполова обвинили в превышении должностных полномочий и принуждении свидетеля к даче ложных показаний. Суд признал его виновным и оштрафовал на 150 тысяч рублей.
Наказание…
– По некоторым эпизодам им грозила бы смертная казнь. Но по современным законам им максимум могут дать по ним до 15 лет строгого режима, – поясняют следователи.
Ольга Король, Комсомольская правда