Стоимость аренды в «подземке» Киева соизмерима со ставками самых престижных торговых центров
Стоимость аренды площадей в подземных переходах Киева соизмерима лишь со ставками самых престижных торговых центров, а в некоторых случаях превышает таковые в разы. Причем, львиная доля доходов от их сдачи в аренду получают отнюдь не городской или районные бюджеты, а частные предприятия, выступающие посредниками между городскими властями и частными предпринимателями, торгующими в переходах. Как выяснила «ДС», за большинством из этих предприятий стоят чиновники киевской мэрии и депутаты городского совета.
Столичный горсовет 29 апреля своим решением обязал районные дорожно-эксплуатационные управления сдать во временное пользование на три года площади 18 подземных переходов двум коммерческим предприятиям, зарегистрированным в конце прошлого — начале нынешнего года. Право на аренду 473 кв. м в трех переходах, расположенных вблизи станций метро «Майдан Незалежности» и «Университет», а также возле универмага «Украина», получило ООО «Девилон-Групп». Еще 1,149 тыс. кв. м в 15 переходах (у ст. м. «Дорогожичи», «Палац «Украина», около ТРЦ «Магеллан», универмага «Фестивальный», на Ленинградской пл. и др.) арендовало ООО «Аванта-Групп».
По информации коммунальной корпорации «Киевавтодор», в городе насчитываются более 220 подземных переходов, треть из которых сдаются под размещение торговых объектов. Первые легальные торговые точки в них появились еще в середине 90-х годов. Но массовое распространение это явление получило в последние три года, на протяжении которых многие подземные сооружения превратились в торговые павильоны. Специалисты утверждают, что такую практику запрещают санитарные нормы и СНиП (строительные нормы и правила). «Размещению объектов торговли в подземных переходах должно предшествовать утверждение полноценных проектов реконструкции этих сооружений. Учитывая отсутствие такой документации, а также согласований с МЧС и СЭС, с 2005 по 2008 гг. Главкиевархитетура не согласовала ни одного подобного проекта», — сообщил «ДС» бывший заместитель главного архитектора столицы Виктор Глеба. Тем не менее в 2007–2008 гг. в наиболее привлекательных для ведения бизнеса переходах начали массово устанавливать роллетные конструкции.
Наиболее активными на этой ниве оказались два коммунальных предприятия Шевченковского райсовета: «Лик» и «Свиточ», которые впоследствии сдавали конструкции в аренду частным предпринимателям. Хотя существует и ряд частных фирм, арендующих по одному-два подземных перехода на окраинах города. Практически за всеми из них стоят чиновники районного или городского уровня, получающие львиную долю доходов от данной деятельности. Упорное желание бизнесменов от власти заняться подземной торговлей легко объяснимо, ведь цена аренды переходов (сдается не вся площадь, а лишь полоска вдоль стен) — всего 6% от оценочной стоимости объекта. Как выяснила «ДС», в натуральном исчислении она составляет от 70 до 150 грн. за 1 кв. м в месяц. Причем в городской бюджет поступает лишь половина средств, а остальные 50% остаются в распоряжении дорожно-эксплуатационного управления. А вот для субарендаторов, которые в итоге и ведут торговую деятельность на этой территории, размер арендной платы, перечисляемой уже фирмам-посредникам, составляет не менее 20–50% от оценочной стоимости, а в некоторых случаях может достигать сотен процентов. Работающие в переходах предприниматели утверждают, что средняя арендная ставка по Киеву — $150–200 за 1 кв. м роллетной конструкции в месяц. Например, на выходе из станции метро «Героев Днепра» за квадрат приходится выкладывать 1,5–1,8 тыс. грн. в мес., на Контрактовой площади — 1,7–2 тыс. грн., что соизмеримо с арендными ставками самых престижных торговых центров столицы. А вот в переходе на Майдане Незалежности цена аренды достигает 7–8 тыс. грн. за 1 кв. м в мес.
Как выяснила «ДС», ООО, получившие в конце апреля во временное пользование переходы, поистине являются любимцами фортуны, ведь пробиться в этот доходный бизнес без опыта работы в Киеве и нужных связей во властных структурах практически невозможно. Между тем оба предприятия были созданы лишь в конце прошлого года. Учредителем и генеральным директором ООО «Девилон-Групп» является уроженец пгт Ждановка Донецкой области 25-летний Сергей Шевцов, ранее работавший на шахте «Комсомолец Донбасса». Учредителем же ООО «Аванта-Групп» в равных долях с г-ном Шевцовым выступает 27-летняя Юлия Хитренко, директор данного общества. Более того, во всех полученных ими в аренду объектах уже трудятся предприниматели-субарендаторы, с которых только и нужно, что вовремя взимать плату. А семь полученных ООО «Аванта-Групп» переходов (436 кв. м) с 2008 г. арендовало КП «Свиточ», у которого их попросту забрали (всего на сессии 29 апреля компанию лишили права на аренду 811 кв. м подземных сооружений).
В Шевченковской РГА возмущены решением горсовета о расторжении договоров с КП. «Киеврада лишила районный бюджет очередного источника дохода», — заявила первый заместитель Шевченковской райадминистрации Галина Пахачук. Но депутаты от оппозиции утверждают, что в столичной мэрии просто решили перераспределить финансовые потоки в пользу заместителя председателя КГГА Валерия Миронова и ряда депутатов горсовета от блока Леонида Черновецкого, с которыми и связывают «Девилон-Групп» и «Аванта-Групп». Это мнение разделяют и в Госкомпредпринимательства. «Летом минувшего года КП «Свиточ» получило в аренду подземный переход на выходе со станции метро «Святошин», за одну ночь смонтировало там роллетные конструкции и подняло арендную плату в 10 раз. Несколько месяцев назад ГУ коммунальной собственности горадминистрации пообещало лишить права аренды переходов данное КП и провести конкурсы на аренду этих площадей среди предпринимателей. Однако в КГГА, видимо, решили просто поменять структуру, которая будет зарабатывать на посреднической деятельности», — рассказала «ДС» главный юрисконсульт госкомитета Марина Нагорная.
Заместитель председателя комиссии Киеврады по вопросам собственности Денис Москаль считает, что подобное решение горсовета противоречит всем нормам законодательства. «Нарушает данное решение и Методику расчета арендной платы за пользование имуществом территориальной общины г. Киева, утвержденную горсоветом в 2006 г. В ней вообще не существует ставки в 6%, когда речь идет о торговле в подземных сооружениях. Для этих мест плата должна быть на уровне от 8 до 50%. А так как по всем адресам переходов, прописанным в проекте решения Киеврады, присутствуют субарендаторы, применение льготной арендной ставки запрещено», — говорит он. Более того, по его словам, Методика расчета арендной платы запрещает передавать субарендатору более 20% общей площади арендуемого имущества. Тем не менее по всем подземным объектам, полученным ООО, от 50 до 100% их торговой площади сразу передается в субаренду. Предприниматели, работающие в подобных местах, добавляют, что и указанные в решении горсовета субарендаторы в основном являются посредниками, в свою очередь сдавая торговые площади. Реальные же торговцы, как правило, снимают роллетную конструкцию площадью 1–3 кв. м.
Как считает Марина Нагорная, руководству города никто не мешает провести прозрачные конкурсы и сдать предпринимателям места в подземных переходах по адекватной цене, которая позволит пополнять городскую казну. Такого же мнения придерживается и глава Союза защиты прав субъектов предпринимательства Владимир Доброскок. «Все, что происходит с арендой переходов в Киеве, очень похоже на коррупцию. Но, к сожалению, законодательство позволяет местной власти не выставлять данные объекты на конкурс», — резюмировал он.
Марк Красногорский, Деловая столица