«Как две капли воды»: Как понять, кто из братьев-близнецов убийца?
В архивах криминалистики немало курьезных случаев. Например, как-то сумские правоохранители долго не могли определиться, которого же из двух близнецов сажать за тяжкое преступление. Потому что различить их было практически невозможно! Положение спасла наблюдательность следователя.
– В октябре 1969 года возле Сумского ПТУ №12 топором зарубили молодого человека, – рассказывает ветеран прокуратуры Анатолий Луцык, работавший в то время следователем. – Обнаруженные на месте происшествия улики и показания свидетелей позволили установить, что преступление совершил сверстник погибшего из ромов по имени Юрий. Но подозреваемому удалось скрыться от следствия. Задержали его только через три года. Собирались уже отдать в суд. Но тут возникла щекотливая ситуация. Мать подозреваемого заявила, что милиция по ошибке арестовала не Юрия, а его брата-близнеца Тарзана. А Юрий, дескать по прежнему где-то скрывается.
Эти братья были похожи как две капли воды. Я, когда рассматривал их фотографии, не мог обнаружить ни одного отличия, сколько ни старался. Ну просто копии! Что, если и вправду оперативники их перепутали и схватили не того? Тем более, что и задержанный вдруг начал заверять, что он Тарзан, а не Юрий. А вину взял на себя из-за жалости к брату. В этом необходимо было разобраться.
Я распорядился доставить ко мне на допрос арестованного и пригласил его мать, попросив принести паспорт Тарзана. Паспорт другого близнеца Юрия у меня уже был – он находился в деле. Я смотрел на эти два паспорта, на арестованного – и, хоть убей, не мог понять, кто же он на самом деле – Тарзан или Юрий. Ситуация была просто тупиковая. Ведь нельзя невинного человека привлекать к ответственности. Но как отличить виновного? И тут я заметил одну деталь, позволившую мне твердо сказать:
– У вас не получится запутать следствие.
– Это почему? – сразу же удивилась мать.
– У арестованного на руке наколка «Юра». Значит, никакой это не Тарзан. Не будет же человек накалывать себе имя брата!
Тут сын и мать поняли, что опростоволосились, и сознались, что специально хотели внести путаницу, дабы уголовное дело потом распалось в суде.
Позже мне удалось познакомиться и с Тарзаном. Он тоже попался на преступлении – разбойном нападении. На всякий случай мы провели между братьями очную ставку. Оказалось, что и в жизни их практически невозможно отличить. Тем не менее, каждый получил по заслугам. Юрий – шесть лет за причинение тяжких телесных повреждений, а Тарзан четыре года за разбой.