Почему некоторые евреи предпочитают жить в Сибири, а не в Израиле
На первый взгляд Биробиджан ничем не выделяется среди других городов Сибири: массивный памятник Ленину, монумент, посвященный павшим воинам, и ветшающие многоэтажки советских времен, повествует корреспондент The Christian Science Monitor Альфонсо Дэниэлс. "Но тут замечаешь, что повсюду еврейская символика – в пейзаже главной площади доминирует огромная менора, на вокзале надпись "Добро пожаловать в Биробиджан" – на идиш", – пишет он.
Еврейскую автономную область создал здесь Сталин в качестве альтернативы сионизму в Израиле. В автономию переселились до 18 тыс. евреев, и поначалу еврейская культура здесь процветала. Но вскоре Сталин уничтожил большую часть элиты, и евреи постарались по возможности покинуть эти места. Ныне лишь 6 тыс. из 200 тыс. жителей области называют себя евреями.
"Но еврейская мечта в Сибири еще не мертва, и сегодня область переживает определенное возрождение благодаря переселению евреев из Израиля", – пишет газета. В новеньком центральном комплексе еврейской общины 60-летний Олег Орошко, проживший в Израиле 10 лет, сказал: "Мы уехали, так как не видели будущего для наших детей, но там мы оказались чужими". Оптимистичные настроения в Биробиджане подогревает бум экспорта сельскохозяйственной продукции и сырья в Китай, отмечает газета.
Профессор израильского университета Бар-Илан Борис Котлерман два года проводил в Биробиджане летнюю школу идиша для ученых, но в прошлом году дело заглохло. Власти по-настоящему не заинтересованы в возрождении еврейской республики, пояснил он. Со своей стороны, лидер местной еврейской общины Роман Ледер сказал, что в прошлом году 80 семей уехали, но другие 120 приехали. Сегодня преподавание на идиш ведется только в одной из 14 государственных школ Биробиджана, но еврейская культура и литература изучается во всех.
The Christian Science Monitor | InoPressa
Tweet