Конец Microsoft: что пошло не так
В 2007 году эссе Пола Грэма о том, что "Microsoft мертва" наделало немало шума. Понимать это высказывание, конечно, нужно не буквально – компания и по сей день вполне жива и даже прибыльна. Но Грэм говорит не об этом. Он объясняет, что Microsoft уже не нависает над индустрией IT непобедимым великаном: никто больше не боится Microsoft. Прошло три года, и представить себе, что Microsoft можно бояться, ещё сложнее – сегодня Apple и Google продолжают захватывать новые рынки, а в Microsoft никак не могут разобраться со старыми. Почти всему, что делает компания, грозит полная утрата актуальности. Как можно было докатиться до такого?
Потеря интернета
Печальнее всего выглядит ситуация с интернетом – в Microsoft отчётливо видели его приближение и всячески старались поучаствовать. Был создан собственный браузер, и не просто создан, а прочно встроен в систему. Видимо, тогда предполагалось, что это поможет сделать ОС тесно завязанной на интернет. В те времена эта концепция была не очень понятной, но после бума веб-сервисов и появления Palm WebOS и Google Сhrome OS мы отлично понимаем, о чём идёт речь. Тем не менее, старые попытки быстро потеряли осмысленность (если вообще её имели – помните Active Desktop?), а новые почему-то перестали предприниматься.
"Проспав" интернет, руководство Microsoft встретило новые проблемы – буквально из ничего вдруг возник Google, а пока Стив Балмер ублажал разработчиков и партнёров, появились социальные сети. Facebook уже пытается изобразить из себя операционную систему: позволяет хранить информацию и даже запускать приложения. В Microsoft тем временем делают подобие Google, проталкиваемое изо всех сил (и вряд ли имеющее шансы на настоящее соперничество), покупают акции Facebook, строят сетевую платформу Azure и проявляют прочую сильно запоздалую активность.
Полученное в девяностые годы преимущество на рынке веб-браузеров тоже мало-помалу испаряется. Иронично, что главный удар нанёс казалось бы уже побеждённый Netscape Navigator. Пока IE почивал на лаврах, тот успел превратиться в Firefox и снова отнял у Microsoft часть браузерного рынка. Ну не стыдно ли так легко сдавать не без труда занятые позиции?
Windows под угрозой
Бизнес Microsoft выглядит как пирамида, стоящая вершиной вниз. В основе продуктов компании лежат собственные платформы, а держится всё это на узком основании под названием Windows. Недаром же маркетологи Microsoft неуклюже пытаются втиснуть это слово в название каждого продукта.
Заметные проблемы с Windows начались во времена, когда Vista вот-вот должна была выйти, но не выходила мучительно долго, а когда наконец добралась до полок магазинов, никого не обрадовала. В ней не было и половины технологий, задумывавшихся как проект Longhorn. Компании понадобилось целых семь лет, чтобы выпустить Vista, а потом ещё два года, чтобы сделать из неё более популярный Windows 7.
Может ли быть успешным продукт с циклом разработки почти в десятилетие? Как минимум, он оставляет место для конкуренции – за такой срок новые системы могут быть построены чуть ли не с нуля – и они строятся. Mac OS X появилась и развилась как раз в этот период, да и о возможности устанавливать Linux на рабочий компьютер заговорили тогда же.
В Microsoft, конечно, уже проанализировали промашку, растянувшуюся на много лет, и теперь версии Windows будут выходить чаще. На разработку Windows 7 понадобилось несравнимо меньше времени, чем на Vista, создание восьмой версии тоже вряд ли растянется на десятилетие. Тем не менее, как и в случае с Internet Explorer, момент может оказаться уже упущенным.
Что ждёт Microsoft, если веб-приложения действительно начнут вытеснять обычные? Что если персональный компьютер вообще окажется не таким уж нужным во времена вездесущих специализированных устройств вроде "умных" телефонов, планшетов и телеприставок? Windows перестанет быть краеугольным камнем, и компании придётся соревноваться за каждый из новых рынков. Отчасти этот процесс уже идёт.
Потеря превосходства на мобильных компьютерах
К мобильному подразделению Microsoft беда пришла по той же знакомой схеме, напоминающей сюжет голливудского боевика с продолжением. Кажется, что победа уже одержана и настанет мир и покой. Но вот проходит десять лет, и оказывается, что поверженный противник вовсе не повержен, а вынашивает новые планы и возвращается. Возможно, с подмогой.
Речь на этот раз об истории борьбы систем Windows CE и Palm OS. Вторая была крайне популярна в девяностых, но Microsoft удалось отвоевать рынок карманных компьютеров у Palm и занять его чуть ли не полностью. Результат? Microsoft тут же снижает активность разработок и в конце концов даёт появиться целому выводку конкурентов – iPhone, Android и даже возродившемуся Palm.
При этом внутри Microsoft ситуация не менее неприятная – вместо того, чтобы готовить на смену Windows Mobile одну современную и конкурентоспособную мобильную ОС, компания разбрасывает усилия по множеству проектов: Windows Mobile 6.5, Windows Mobile Embedded, Courier, Kin и, наконец, Windows Phone 7, на который и возлагаются основные надежды. Часть проектов сейчас сворачивают на разных стадиях: Courier – на этапе прототипирования, Kin – после душераздирающе провальных продаж (покупатели тех самых пятисот смартфонов не прогадали – из просто недоделанных и бестолковых телефонов Kin теперь превратятся в ценные раритеты).
Потеря рынка развлечений
У истоков Windows Phone стоит ещё один провальный проект – плеер Zune. После того, как в Apple открыли золотую жилу в виде рынка портативных плееров, в Microsoft почему-то решили, что не конкурировать будет стыдно. Увы, конкуренция вышла не менее постыдной.
Сложно сказать, почему покупатели не бросились в магазины за новенькими Zune: то ли угловатый вид не понравился, то ли коричневатый цвет оказался не по вкусу. То ли Apple уже так плотно закрепила место за своей продукцией, что конкурировать с айподами могут лишь копеечные китайские плееры, которые покупают люди, не видящие разницу между брендами и моделями.
Не помогло ни превращение Media Player в бегемотообразный клон iTunes, ни открытие подписного сервиса, через который за фиксированную плату можно слушать неограниченное количество музыки. Почему же зря пропало столько усилий? Что было сделано не так? Найти ответ на этот вопрос не так легко.
Быть может, в Microsoft просто не умеют делать такие же привлекательные продукты как в Apple. Или выбор подписной модели был ошибочным. Или просто не стоило тратить силы на попытки влезть на уже занятый рынок, не имея продукта, по-настоящему превосходящего конкурентов. Так или иначе, в Microsoft провала не предвидели или действовали вопреки этому предчувствию. Что, конечно, ещё хуже.
Неутешительные итоги
За последние десять-пятнадцать лет в Microsoft пыталась объять вообще всё, но вдруг оказалось, что мир не может вертеться вокруг одной компании. Теперь, после череды неверных шагов, упущенных возможностей и совершенно несвоевременной пассивности, завертело уже Microsoft, причём так, что не очень понятно, как из этой ситуации можно выбраться, и можно ли вообще. Без решительных действий эта ситуация точно не изменится.
Автор: Андрей Письменный, Компьютерра
Tweet