После принятия Жилищного кодекса украинцы рискуют оказаться на улице

Автоматическое начисление пени за неоплату коммунальных услуг, возможность изъятия жилья для строительства другого дома, обязательное создание объединений совладельцев во всех многоквартирных домах — лишь малая часть новаций, которые закрепляет проект Жилищного кодекса. Новый Жилищный кодекс существенно сужает права собственников недвижимости.

Профильный комитет уже рекомендовал парламенту принять его во втором чтении. Соответствующий законопроект будет рассмотрен на этой пленарной неделе.

Еще на первых этапах рассмотрения проекта Жилищного кодекса Главное юридическое и Главное научно-экспертное управления Верховной Рады обрушили на документ лавину критических замечаний. Значительная их часть касалась не легко устранимых технических правок, а норм, существенно сужающих уже существующие права и свободы граждан, что прямо противоречит Конституции.

В первую очередь это касается статей, в которых изложены правила принудительного выселения жильцов из домов, подлежащих реконструкции или идущих под снос (причем речь идет как о находящихся в коммунальной собственности, так и о приватизированных квартирах). После того как новый Жилищный кодекс вступит в силу, жильцов таких домов смогут выселять в любой удобный для местной власти район вне зависимости от того, где располагается реконструируемый или сносимый дом.

Если же собственник откажется переезжать, его квартира может быть принудительно выкуплена по мотивам общественной необходимости. Очевидно, что квартиры в центре и в районе новостроек будут отличаться по стоимости в разы. Не лучший вариант — ожидать принудительного выкупа, ведь кодекс не оговаривает, как именно местные власти должны рассчитать стоимость выкупаемого жилья.

Соответственно, его владельцам могут предложить сумму, рассчитанную исходя из балансовой стоимости жилья. И в этом случае выселенному из собственной квартиры гражданину может оказаться не по карману даже новое жилье на окраине. Эти драконовские нормы выгодны строительным компаниям, которые из-за нежелания жильцов покидать свои квартиры до сих пор не могли реализовать свои планы по реконструкции центральных районов городов, застроенных хрущевками.

Не менее резонансными являются и положения кодекса, существенно расширяющие права банков в отношении заложенных квартир. Согласно ст. 129 проекта обращение взыскания на переданное в ипотеку жилое помещение является основанием для выселения всех живущих в нем граждан.

При этом кредитор может обращать такое взыскание в досудебном порядке. Если же гражданин в течение месяца не съезжает сам, кредитор вправе выселить его через суд. Порядок принудительного выселения несостоятельных должников предлагается прописать отдельно. То есть это может быть и постановление Кабмина, и решение Нацбанка, и указ Президента, и записана там может быть, к примеру норма, позволяющая выселять заемщика уже при первой просрочке платежа.

Весьма своеобразно разработчики документа решают проблему квартирных очередей. Местным органам самоуправления теперь станет гораздо проще избавляться от очередников, которых в стране сегодня насчитывается более 1,3 млн. Согласно нормам проекта Жилищного кодекса любые неправдивые сведения, обнаруженные в документах гражданина, претендующего на получение квартиры, автоматически будут лишать его права на получение жилья от государства. В Главном научно-экспертном управлении Верховной Рады предлагали смягчить эту норму — хотя бы сдвигать человека вниз по очереди, однако парламентарии не прислушались к этому замечанию.

Документ предполагает также возможность обнародования списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на сайтах и стендах соответствующих органов местного самоуправления. Таким образом, авторы законопроекта хотят сократить количество махинации с очередностью получения жилья.

Другое дело, что до опубликования списки могут изрядно почистить. Например, благодаря норме, которая закралась в Переходные положения документа. Согласно одному из пунктов этих положений все, кто стоит на учете по «советскому» ЖК, должны будут вновь встать на учет уже по новому кодексу. Стоит ли объяснять, что существенная часть очередников может случайно «потеряться» в ходе такой инвентаризации.

Но наиболее интересна судьба жилья, которое уже находится в собственности очередника. Его предлагается бесплатно передавать государству в обмен на документы о приватизации полученного «расширенного» жилья. Такая норма может стать находкой для махинаторов на местах, которые будут выделять очередникам квартиры в недостроях и требовать от них освободить свои жилища под угрозой быть снятыми с очереди в случае несогласия.

В рамках выполнения требований МВФ о повышении платежной дисциплины в жилищно-коммунальном хозяйстве авторы законодательной инициативы решили прямо в проекте ЖК установить ежедневную пеню за просрочку в оплате коммунальных услуг в размере 0,1% суммы задолженности. Но поскольку наше законодательство трактует пеню как вид наказания, для его применения должна быть доказана вина. А сделать это может лишь суд.

Помимо этого проект Жилищного кодекса оговаривает обязательное создание объединений совладельцев многоквартирного жилого дома (ОСМД) в случае, если два и более владельцев жилых и нежилых помещений владеют не менее чем 50% общей площади помещений в здании. Кроме того, что это идет вразрез с Конституцией (в той части, согласно которой каждый может распоряжаться своим имуществом как ему заблагорассудится), так еще и противоречит здравому смыслу.

За витиеватой формулировкой скрывается желание властей насильно загнать всех в ОСМД. Если норма останется в проекте кодекса, правительство и местные власти сэкономят немалые средства на капремонтах домов перед передачей их в ОСМД. Жильцы же получат полную «свободу» ремонтировать свои дома и обновлять прохудившиеся трубы самостоятельно. К слову, о том, кто должен проводить капитальный ремонт даже в жэковских домах и откуда брать на это деньги, кодекс умалчивает.

Автор: Юрий Щербина, КОММЕНТАРИИ

You may also like...