Деньги под замок. Швейцария блокирует счета диктаторов
Закон Дювалье. Швейцария на три года заблокировала все активы Муамара Каддафи и его окружения в своих банках. Ранее были заблокированы средства экс-президентов Туниса и Египта. Во всех трех случаях Берн действовал по собственной инициативе, не дожидаясь запросов извне. Как такое стало возможным и чего ждать дальше.
Относительно авуаров семьи Каддафи точных данных пока нет. По активам Мубарака — уже есть приблизительные. Новым властям Египта передан список из 14 счетов. Бенефициарами 12 были члены клана Мубарака, еще 5 принад лежали бывшим египетским министрам, которые за всю свою служебную карьеру не смогли бы скопить такого состояния.
Всего, по данным источников The New Times, заблокированы счета примерно на $80 млн. Цифры не поражают воображения, учитывая, что общее состояние семьи Мубарака оценивается экспертами в сумму в 100 раз большую. Однако, по мнению обозревателя швейцарской газеты Neue Zurcher Zeitung Эрмеса Галларотти, «показательна сама ситуация: раньше без санкции минюста или верховного суда Египта Швейцария не смогла бы самостоятельно заблокировать президентские счета. Теперь — может».
Двойной имидж
Ни для кого не секрет, что правители-тираны из разных стран долгие годы складывали прибыль от своих теневых финансовых оборотов в банки Женевы, Лугано и Цюриха. Филиппинский президент Фердинанд Маркос, нигерийский генерал Сани Абача, президент Заира Мобуту Сесе Секо и гаитянский диктатор Жан-Клод Дювалье — это только несколько имен диктаторов, которые сделали хороший бизнес в тандеме с элегантными швейцарскими банкирами.
Но финансовая ситуация для экс-диктаторов сильно осложнилась после вступления в силу в начале февраля 2011-го нового закона Швейцарии о реституции. Он обязывает швейцарских банкиров не только замораживать подозрительные «политические» деньги, но и прикладывать все усилия, чтобы вернуть их на историческую родину.
До сих пор Швейцария была в сложном положении. С одной стороны, ей дорога репутация страны, свято берегущей банковскую тайну, с другой — к ней успел прилипнуть имидж «райка» для нечистых денег. «Объемные транзакции из проблемных стран обычно не приветствуются ни одним швейцарским банком, — оправдывает свою страну Эрмес Галларотти.
— Каждый раз, когда в той или иной стране происходит смена режима, Швейцария получает и по официальным, и по неофициальным каналам наводки на возможное участие тамошних политиков в незаконных банковских сделках. Все сигналы по многу раз перепроверяются. Единственное, чего не терпит швейцарское банковское сообщество — прямого давления». Так-то оно так, но…
В начале 2009 года федеральные власти Швейцарии заставили местный банк UBS раскрыть данные о владельцах 300 офшорных счетов — гражданах США, подозреваемых у себя на родине в уклонении от уплаты налогов. Это было сделано по просьбе американской прокуратуры. Вскоре после этого из-за океана пришло еще одно требование — предоставить данные о других 50 тыс. счетов. И вот тут уже возмутился Пьер Мирабо, глава Ассоциации швейцарских банков (На находящихся в ведении Ассоциации офшорных счетах хранится около $2,5 трлн, две трети из которых принадлежит частным инвесторам)
«Это — начало экономической войны, цель которой — отобрать у Швейцарии ее долю (около 27%) на рынке офшоров». Возможно, тогда Мирабо еще не знал, что в США главной движущей силой борьбы со сторонниками разного рода теневых операций и грязными деньгами вообще является новый (в то время) президент Барак Обама (В 2007 году, еще будучи сенатором от Иллинойса, Обама представил в Сенат закон о борьбе с бегством от налогов — Tax Haven Abuse Ac).
В течение последующих двух лет Швейцарии пришлось раз за разом идти на уступки, смягчая законы о банковских тайнах. Закон о реституции 2011 года, считают многие эксперты, — вершина этого процесса, который на финальном этапе ускорили арабские революции.
За давностью лет
Новый закон сразу получил неофициальное название «закон Дювалье» (Lex Duvalier), поскольку именно остатки состояния клана бывшего правителя Гаити Жана-Клода Дювалье Швейцария уже который год тщетно пытается вернуть обратно на остров. Итак, швейцарские банкиры теперь могут самостоятельно заморозить все банковские средства любых членов правительств иностранных государств. «Предпосылок для этого теперь нужно не очень много.
Например, несопоставимое с официальной зарплатой увеличение количества денег государственного чиновника на его счетах в банках Швейцарии, — разъясняет в разговоре с The New Times журналист швейцарской газеты Tages Anzeiger Давид Науэр. — Ранее вернуть капитал можно было только при условии непросроченного судебного приговора тем диктаторам, которые уже были осуждены в своих странах как государственные преступники.
Так, в 2003 году Филиппинам были выплачены $60 млн из краденого состояния бывшего президента республики Фердинанда Маркоса. А вернуть нелегальную «добычу» на Гаити возможности не было, поскольку за давностью лет Дювалье уже нельзя было привлечь за совершение финансовых преступлений».
Именно по этой причине в феврале 2010-го федеральный швейцарский суд не обязал обвиняемую (по иску Гаити) сторону к принудительному возвращению капитала обратно в распоряжение республики, хотя и признал финансовые средства на счетах клана Дювалье нелегальными. В итоге ни гаитяне, ни «Бэби Док» ничего не получили.
Аналитиков удивил срок, определенный законом на проведение расследования для конфискации подозрительных денежных активов — 10 лет: «Не многовато ли?»
Сам бывший правитель Гаити недавно наведался на историческую родину. Причину неожиданного визита диктатора газета The New York Times (от 21 января 2011 г.) увидела как раз в его желании вернуть себе $5,7 млн, заблокированных на банковских счетах в Швейцарии. За четверть века французской эмиграции «Бэби Док» уже потратил порядка $300 млн. По предположениям американских журналистов, разоренный Дювалье, страдающий от рака поджелудочной железы, намеревался открыто вернуться на родину, а затем втихомолку снова ее покинуть, доказав тем самым, что никаких преследований против него нет. После чего потребовать у Швейцарии возврата заблокированных денег.
Не вернутся средства и в казну Заира. Швейцарский суд еще полтора года назад вынес постановление о выплате семье экс-диктатора Мобуту Сесе Секо всех выведенных им денег — более €5 млн. Конфедерация еще тогда ссылалась на недостаточное внимание к проблеме со стороны конголезского правительства. Эти деньги вернулись бы на родину, если бы Заир завел уголовное дело против нелегальных доходов своего бывшего коррумпированного шефа.
За и против
Закон о реституции незаконно полученных состояний диктаторов считается одним из самых быстро принятых в Швейцарии. Его разработали буквально за год. Однако и в его адрес незамедлительно последовала критика. Финансовые аналитики из организации Aktion Finanzplatz Schweiz (AFS) сомневаются в эффективности нового урегулирования.
«Закон Дювалье» распространяется лишь на «политически уязвимых клиентов», уверены ее эксперты, лица же, совершающие экономические преступления, как и прежде, остаются безнаказанными. К тому же аналитиков удивил срок, определенный минюсту Швейцарии на проведение расследования для окончательной конфискации подозрительных денежных активов — 10 лет. «Не многовато ли?» — сомневается Давид Науэр.
Январь 2011 года. Порт-о-Пренс. Экс-диктатор Гаити Жан-Клод Дювалье после вызова в суд, где его допросили о нажитых капиталах
И все же, по его мнению, принятие нового закона — положительный знак. Необходимость внесения изменений в работу швейцарских банков обсуждается не первый год. Причем речь идет не только о пресловутом «законе Дювалье», но и в целом о швейцарской банковской тайне. «У многих граждан из самых разных стран мира на счетах в банках альпийской республики лежат нигде не декларированные средства, — делится своими соображениями с The New Times Давид Науэр.
— Как известно, это деньги немалые. Хранить их там очень удобно, по сравнению, скажем, с немецким банком, который предоставляет сведения о доходах того или иного владельца банковского счета в налоговые службы. Швейцария продолжает испытывать большое давление со стороны стран ЕС и США, касающееся отмены или по крайней мере ослабления законодательства по банковской тайне, которая все еще остается непоколебимой».
Кто на вылет?
В любом случае возврат средств в ту или другую сторону — процедура не быстрая. Аккуратные швейцарцы не исключают, что бывшие и нынешние нечистоплотные правители будут искать возможности опротестовать уже вынесенное законом постановление и доказать легальность своих средств. И весьма вероятно, им это удастся.
И все же главное, как кажется Давиду Науэру, что Швейцария действительно намеревается изменить свою репутацию «хранилища диктаторских денег». А о новых кандидатах на применение «закона Дювалье» можно более или менее догадаться. Тем более сейчас, когда по странам арабского мира катится революционный вал…
По приблизительным данным Национального банка Швейцарии,
в 2009 году в швейцарских банках было депонировано 3,6 млрд франков египетского происхождения, треть из которых поступила на счета, управляемые по доверенностям. Ливийских денег наверняка окажется намного меньше. Отношения Муамара Каддафи со Швейцарией испортились, после того как летом 2008-го в Женеве за скандальное поведение был задержан сын диктатора Ганнибал. Несмотря на то что через пару дней он был отпущен, Каддафи-отец довел ситуацию до дипломатического кризиса, отозвав из Швейцарии большую часть своих активов: почти из 6 млрд франков на швейцарских счетах семьи Каддафи осталось только порядка 700 млн
Авторы: Марчич Ольга, Цюрих , Юнанов Борис, The New Times
Tweet