Беспредел на дорогах: люди гибнут, а виноватых нет

Генерал-майор милиции, начальник центра безопасности дорожного движения и автоматизированных систем МВД Украины Сергей Будник, автомобильный эксперт Алексей Мочанов и адвокаты о ситуации на дорогах Украины.

 Основная тема обсуждения – несколько резонансных происшествий, в ходе которых толпа, возмущенная бездействием сотрудников ГАИ и безнаказанностью владельцев транспортных средств, чинила самосуд, вытаскивая горе-водителей, нарушивших ПДД, из автомобилей и нанося им телесные повреждения.

«Мы делаем все возможное»

Такого мнения придерживаются представители власти в лице г-на Будника, который коротко охарактеризовал положение на украинских дорогах. Сергей Иванович начал с того, что проанализировал изменения, произошедшие в национальном законодательстве, регулирующем данную сферу правоотношений. По его словам, если в 2007 г. на украинских дорогах в ДТП погибло 9600 человек и было травмировано около 78 тыс., то в 2011 г. число погибших сократилось до 4800, а травмированных – до 22 тыс., что обусловлено ужесточением ответственности за нарушение ПДД, в т. ч. и увеличением сумм штрафов.

Сегодня в этом направлении также ведется активная работа. Так, 10 июня с. г. за основу был принят законопроект №2026 «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно усиления ответственности за нарушение требований законодательства в сфере дорожного движения».

Данным законопроектом предполагается применение множительного коэффициента к размеру штрафа, предусмотренного за нарушение ПДД, в зависимости от класса/типа транспортного средства. За основу классификации взята Европейская классификация легковых автомобилей, ориентированная на сегментацию целевого рынка, которая не ограничиваются такими параметрами, как габариты или масса, а включают еще и цену, вид, набор опций.

В другом законопроекте (№2123а «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях» относительно унификации штрафов за нарушение ПДД) из сумм штрафных санкций предлагается исключить диапазон «от и до». По мнению авторов данной инициативы, единая сумма штрафа за то или иное правонарушение позволит исключить дифференциацию участников дорожного движения при определении суммы штрафа, наложенного сотрудником ГАИ.

Культура на дорогах

А вот водитель с многолетним стажем Алексей Мочанов убежден, что законодательные нормы играют важную, однако не первоочередную роль. Безопасность на дорогах зависит, прежде всего, от таких факторов, как их состояние, исправность автотранспорта, а главное – от культуры самих участников дорожного движения.

Среди прочих примеров г-н Мочанов обратил особое внимание на ситуации, сложившиеся на побережьях Италии и Испании, где установлен четкий лимит скорости, и ее превышение ее даже на 1 км влечет за собой ответственность в виде достаточно большого штрафа, а также в Германии, где водитель за каждое правонарушение получает определенное количество баллов. При получении максимального количества баллов немецкий водитель несет значительные материальные потери, которые выражаются в прохождении разнообразных платных тестов, а также в занесении в группу риска при страховании. Страховка для такого водителя будет в несколько раз дороже, чем для иных владельцев транспортных средств.

В Украине культуру участникам дорожного движения прививают парламентарии. Так, несколько месяцев назад был принят за основу законопроект №2312 о внесении изменений в ст. 122 и 265-2 КоАП относительно правил дорожного движения и стоянки автотранспорта.

Целью данного законопроекта является обеспечение безопасных и беспрепятственных условий для движения инвалидов с поражением органов зрения, а также транспортных средств скорой медицинской помощи, пожарной охраны, аварийно-спасательных служб, милиции путем повышения административной ответственности водителей за нарушение правил остановки и стоянки, а также непредоставление преимущества в движении указанным оперативным транспортным средствам.

А вот авторы законопроекта №2790 вообще предлагают ограничить или запретить дорожное движение. Правда, только в курортных зонах и зонах отдыха АРК. Нардепы надеются, что таким образом удастся не только способствовать сохранению уникальной окружающей среды Крыма, но и улучшить ситуацию на крымских дорогах, перегруженных в период отпусков.

«Самосуд – не выход!»

Безопасностью же потерпевших вследствие дорожно-транспортных происшествий обеспокоены авторы законопроекта №3031. Обязанность по выплате компенсаций пострадавшим парламентарии предлагают переложить на страховщиков транспортных средств. Для разработки подобного механизма проектом предусматривается:

  • конкретизация обязанности по предоставлению извещения о дорожно-транспортном происшествии;
  • урегулирование порядка и сроков уведомления о дорожно-транспортном происшествии моторного (транспортного) страхового бюро Украины;
  • осуществление четкой привязки к моменту, от которого должно начинаться течение срока для принятия решения о выплате;
  • установление четкой обязанности страховщика относительно уведомления потерпевшего или иного лица, имеющего право на получение страхового возмещения, а также санкций за нарушение такой обязанности;
  • увеличение размера пени за нарушение срока осуществления выплаты.

А вот брать правосудие в свои руки потерпевшим категорически не рекомендуют как представители власти в лице С. Будника, так и адвокаты. Данная позиция объясняется тем, что бдительные граждане сами могут быть привлечены к административной или даже уголовной ответственности за превышение мер, необходимых для задержания правонарушителя. «Тем более что на месте нарушителя рано или поздно может оказаться любой из тех, кто ранее проявлял особое рвение при его задержании», – подчеркнул г-н Будник.

Комментарий:

Сергей Будник, начальник центра безопасности дорожного движения и автоматизированных систем МВД Украины

– Вопрос безопасности дорожного движения сегодня находится в центре внимания. Многие водители игнорируют цивилизованные требования законодательства относительно обеспечения безопасности дорожного движения. Мало того, что они подвергают опасности себя, они создают огромные проблемы для иных участников дорожного движения. Сегодня ГАИ совместно с общественностью удается достичь определенных положительных результатов по сокращению количества ДТП. Назову несколько цифр. Так, в 2007 г. на дорогах в результате ДТП погибли 9600 человек и приблизительно 78 тыс. были травмированы. В 2011 г. на наших дорогах погибли 4800 человек, а травмированы были приблизительно 22 тыс. Это говорит о том, что когда в 2008 г. вступило в силу новое законодательство, согласно которому были повышены штрафные санкции и изменен порядок привлечения к ответственности нарушителей, риск аварийности был снижен. Сегодня мы также выступаем за ужесточение ответственности, в частности, за увеличение штрафов.

Классификация легковых автомобилей (законопроект №2026)

A:
Mini cars («мини»)
коэффициент 1
B:
Small cars («малый»)
коэффициент 1
C:
Medium cars («низкий средний»)
коэффициент 1
D:
Larger cars («средний»)
коэффициент 2
M:
Multi purpose cars (MPV-минивены)
коэффициент 2
E:
Executive cars («высший средний»)
коэффициент 3
F:
Luxury cars («люкс»)
коэффициент 4
J:
Sports utility (SUV, в частности, внедорожники)
коэффициент 4
S:
Sport coupés (Спорткары/купе/кабриолеты)
коэффициент 5

ТОП-5 дорожных фактов (worldlifeexpectancy.com):

  1. Согласно статистике, в Украине на каждые 100 тыс. жителей в авариях погибает 18,8 человек
  2. На первом месте по смертности на дорогах находятся страны Африки и Азии (за счет огромного количества смертельных аварий с мотоциклами и мотороллерами)
  3. В Украине люди гибнут на дорогах в 3 раза реже, чем в Намибии, в 2 раза реже, чем в Таиланде, в 1,5 раза реже, чем в Арабских Эмиратах, однако чаще, чем в Польше, Беларуси или Молдове
  4. К самым безопасным для вождения странам относятся Германия, Великобритания, Израиль, Япония
  5. Установлено, что реже всего получает травмы во время аварии человек, сидящий на переднем месте рядом с водителем.

Автор: Катерина Беляева, «Судебно-юридическая газета»

You may also like...