О скрытых механизмах, приведших в действие адскую машину войны на Донбассе
Ролевики, ЧОПовцы, афганцы, десантники… Неформальные объединения Донбасса загодя подготовили к будущему военному конфликту. Есть так называемый клан, который своими интересами четко привязан к местности, и этот клан свои интересы защищает любыми способами, как легальными, так и полулегальными. Весной 2014 года этот клан в своем стремлении найти выгоду в «Русской весне» решил немного побряцать оружием. Ребята добряцались….
Рассказывает историк Валерий Снегирев, в беседе с Андреем Дихтяренко, главредом «Реальной газеты».
«Ваше благородие», Бэтмэн
Судьба так распорядилась, что я учил Александра Беднова в Луганском университете внутренних дел. Тогда у него была неформальная кличка «Ваше благородие» – на фоне всеобщего презрительного отношения к ментам и к мусорам, он, что называется, «блюл себя». Всегда подтянутый, наглаженная форма, знаки различия – тогда этот человек действительно дорожил мундиром и звездами на погонах.
Александр Беднов, простой луганский милиционер
Потом, как это обычно бывает, ему пришлось уйти из органов внутренних дел – погиб подследственный – и Беднов обиделся не на тех, кто его «ушел» из внутренних органов, а на государство. Он ушел в ЧОП, в частное охранное агентство.
Ну и, думаю, что не раскрою большой секрет, если скажу, что у всякого сотрудника МВД, даже у участкового, есть свои доверенные лица в криминальной среде. Так называемый «подучетный элемент» из числа ранее судимых. В охранных агентствах костяк – бывшие силовики, но в нужный момент они становятся скелетом, на который «подтягивают» подучетный элемент.
Так и получилось с Бэтмэном и с его батальоном. Расскажу одну историю, которая хорошо описывает нравы, царившие в «царстве Бэтмэна».
Один из моих приятелей в Луганске получил 10 суток «ареста» только за то, что неправильно припарковал машину возле Машинститута (Восточноукраинский национальный университет, в общежитиях которого у «Бэтмэна» находились штаб-квартира и тюрьма – прим. РГ).
Он получил их от самого Беднова – тот сделал ему замечание, а мой приятель как-то неправильно отреагировал. Так вот, эти 10 суток мой товарищ провел в подвалах Машинститута, на его глазах людей били, пытали, ломали кости – но его не трогали, потому что он был арестантом Бэтмэна! То есть, по их порядкам, его мог тронуть только сам Бэтмэн. Там сохранялась эта четкая ЧОПовская иерархия.
«Реконструкторы» из Партии регионов
Мало кто вспоминает, что в Луганске, да и в Донецке у местных власть предержащих в 2012-2013 гг. вдруг резко проснулся интерес к военной истории – причем, очень специфический интерес. На самом деле, история как таковая наших регионалов интересовала мало. Луганчане помнят в 2013 г. масштабную военную реконструкцию освобождения Луганска от немецко-фашистских захватчиков. Она почему-то прошла в апреле, хотя все знают, что город освобождали в феврале.
И «битва» прошла совсем не в том месте, где разворачивались основные бои в 1943 году, было выбрано другое место, возле села Хрящеватое, якобы, для удобства зрителей. Но на самом деле, туда очень сложно было добраться, возникли страшные заторы на Краснодонской трассе и на южной окраине города.
Зато место было выбрано очень удачно с точки зрения военной стратегии. Для проведения этой военной реконструкции совершенно официально был построен укрепрайон в районе перекрестка, где проходила дорога «Аэропорт — Луганск» и перекрывала трассу на Краснодон. И вот летом 2014 г. этот укрепрайон сыграл свою роль – дальше него украинские войска и не зашли.
Кстати, на реконструкцию в Хрящеватом были приглашены военно-исторические клубы в основном из России и Крыма. Потом участники станут костяком «добровольческих формирований», воюющих не на нашей стороне.
Причем курировал это все заместитель Луганского городского головы Александр Ткаченко, который позиционировал себя то танкистом, то командиром, ездил на восстановленном танке по городу, а потом еще этот танк стоял возле захваченного СБУ. Они даже ламповую радиостанцию этого танка реконструировали за 40 тысяч гривен! Хотя непонятно, на какую «Ромашку» или «Незабудку» этот танкист выходил.
Еще важный момент. Уже в феврале 2014 года в Луганске от кинотеатра «Буревестник» официально стартовал так называемый автопробег по маршрутам 8-го гвардейского корпуса Башкирской дивизии, которая пыталась освобождать Луганск и попала в окружение, пройдя по маршруту Дебальцево-Чернухино-Перевальск.
Так вот, стартовал автопробег не по маршруту Башкирской дивизии, а как раз по тем проселочным дорогам, по которым уже через несколько месяцев в обход украинских блокпостов зашла армия сопредельного государства.
На этом видео можно увидеть даже Анастасию Пятерикову.
Кто участвовал в этом пробеге? Организатор Александр Ткаченко ехал лично на джипе, а также военно-исторический клуб «Патриот» с нашей стороны, были члены клуба «Оплот» из Харькова (он чуть позже стал основой для печально известной сепаратистской организации). А Ткаченко – основателем печально известной «Луганской гвардии».
Стрелков был на Острой могиле?
Я могу ошибиться, но мне кажется, я лично видел Гиркина-Стрелкова (который тоже был известным «ролевиком»-реконструктором) во время «сражения времен Гражданской войны» на холмах Острой могилы в 2013 году, он был со стороны наступавших белоказачьих войск (Редакция «Реальной газеты» не нашла фотодоказательств присутствия Гиркина на реконструкции боя. Зато неожиданно обнаружила на фото… нынешнего спикера «Народного совета ЛНР» Алексея Карякина! Смотрите дальше по тексту — РГ).
«В следующем 2014 году исполняется 95 лет со времен тех событий. Луганские реконструкторы собираются с размахом отметить это событие. Тем более, что окопы поддерживаются в надлежащем состоянии. И даже собираются привлечь конницу» — писал об этом событии jyrnalist.ru
Можно вспомнить еще одно место, где в области проводили масштабную военную реконструкцию – это гора Белая между Лисичанском и привольнянским плацдармом. Там тоже потом шли бои летом 2014 года. Практически везде, где велись ключевые сражения в прошлом году, до этого эти бои «проигрывались» военно-историческими клубами. И эту тяга к романтике не наигравшихся в войнушку мальчиков…
Там основу составляли те, кто в свое время в армии не служил. Я бывал на многих реконструкциях, начиная от Бородинской битвы и заканчивая Альминским сражением Крымской войны, где присутствовали итальянцы, французы и англичане – там несколько другой подход. У них – это просто хобби, веселое времяпровождение. А с российской стороны, наши исторические клубы – это жесткая иерархия и беспрекословное подчинение лидеру. Как это было с поисковым клубом «Каскад» покойного Александра Гизая.
«Каскад» — трудные подростки и бронетехника
Этот клуб был организован в Луганске в 1988 г., когда Гизай был еще студентом исторического факультета Ворошиловградского пединститута. И его создавали – хотя об этом вслух никогда не говорили – как клуб военно-патриотического воспитания для работы с «трудными подростками»! Это те подростки, что стояли на учете в милиции – они совершали преступления и правонарушения, но в силу несовершеннолетия не подлежали криминальному преследованию. И вот с такими подростками Александр работал.
Спасибо властям и луганским СМИ, из него сделали чуть ли не икону, а в итоге «Каскад» одним из первых принял участие в событиях в Луганске в 2014 году.
Были готовые структуры – скелет, кости, на который в нужный момент можно «надеть» мышцы, дать в руки настоящее оружие. Члены таких клубов привыкли слушаться командиров, они хорошо знают местность – потому что прошли по ним ногами, понимают, за каким пригорком нужно оборудовать огневую точку.
Это полу-милитарные структуры, имеющие связь с криминалом, за которыми должны были следить спецслужбы. Ведь у того же «Каскада» для «военно-патриотического воспитания» даже бронетехника была, хоть и списанная! Но обстановка в Луганске всегда была слишком заполитизированной, а власть, включая силовиков, коррумпированной – здесь никогда не думали о государственных интересах.
Кстати, Гизай очень быстро стал крупной фигурой в среде сепаратистов, но погиб в июне 2014 г. под зданием Луганской ОГА. Еще в мае 2014 года начались убийства бизнесменов, и – резонансный случай, расстреляли целую семью из Антрацита – мужа, жену и маленькую девочку. Была непроверенная информация в СМИ, что это сделали члены того самого Луганского военно-патриотического объединения «Каскад».
Десантник Болотов и война региональных элит
Валерия Болотова в Луганске, до того момента, как он «возглавил» людей, захвативших здание Луганского областного СБУ, вообще никто не знал. Стаханов и окружающие его угольные городки – это очень интересный регион с очень непростыми взаимоотношениями со «столицей» области.
И именно оттуда вылезла «Армия юго-востока», ставшая костяком для новой сепаратистской «элиты». От бывшего владельца стахановского оружейного магазинчика Алексея Карякина (сейчас спикер «Народного совета ЛНР» – РГ), до нынешнего главы «МГБ ЛНР» Леонида Пасечника – четко прослеживается региональное землячество.
Есть так называемый клан, который своими интересами четко привязан к местности, и этот клан свои интересы защищает любыми способами, как легальными, так и полулегальными. Весной 2014 года этот клан в своем стремлении найти выгоду в «Русской весне» решил немного побряцать оружием. Ребята добряцались – причем, я уверен, что такое развитие событий не входило в планы ни Болотова, ни тех, кто за ним стоял. Шел шантаж, шла игра – но никто не учел внешнего фактора. В итоге проиграли все местные «игроки».
Ни мне вам рассказывать, что «элита» в нашей области всегда состояла из технократов, а к гуманитариям – историкам, философам – отношение было презрительным. К ним относились как к придворным шутам, которые были нужны только для исполнения заказов. Никто не занимался прогнозами, не анализировал развитие событий – все мыслилось на уровне разборок 90-х годов.
Но вернемся к захвату здания СБУ. Ему предшествовало так называемое задержание сбушниками «террористической группы» с арсеналом оружия – все в том же Стаханове и Алчевске. Откуда у них взялись автоматы, форма в конце концов?
Костяком «Армии юго-востока» стало неформальное объединение десантников области.
Они же сформировали штурмовую колонну во время захвата СБУ. Важный момент – практически все офицерские организации региона моментально подключились к сепаратистам. За исключением организации пограничников в Луганске – они до последнего держали нейтралитет. И ведь долгие годы областной совет выделял деньги на «патриотическое воспитание». Афганцам, десантникам, реконструкторам оплачивали офисы, привлекали для них спонсорские средства. А в нужный момент поставили «боевую задачу»: защитить родной край от «Правого сектора» и «бандеровской сволочи».
Конечно, мы не обладаем всей полнотой информации, и можем сейчас только примерно представлять, на каком уровне это все курировалось, кто сознательно участвовал в пророссийском перевороте, а кого использовали втемную.
СПРАВКА: Валерий Снегирев – луганский историк и писатель, автор книг «Это было в Старобельске. Эхо Катынской трагедии», «Военное небо Луганщины» и др.
Источник: realgazeta.com.ua
Tweet