Борьба с коррупцией в Украине: убить взяточника
Борьба с коррупцией в Украине напоминает пресловутое хождение по замкнутому кругу, который в ближайшее время вряд ли кому-то удастся разорвать: мы все яростно ненавидим взяточников, но когда дело касается решения наших личных вопросов, без зазрения совести даем «на лапу». Истинная суть национального характера! Украину справедливо считают государством с высоким уровнем коррупции. По данным обнародованного недавно отчета Группы государств против коррупции (GRECO), наша страна занимает 118 место из 180-ти, наряду с такими государствами как Бенин, Малави, Мали, Сан-Томе и Принсипи. Заместитель представителя генерального секретаря Совета Европы по координации программ сотрудничества на Украине Наталия Вутова отмечает, что взяточничество в нашей стране поразило все общество.
Недавно компания Research & Branding Group в Киеве провела социологический опрос. Как оказалось, каждый третий столичный житель дает взятки. Чаще всего киевляне подкупают врачей, учителей и милицию, а самыми коррумпированными считают суды. Но если судебная сфера считается самой «нечистой на руку», то медицина — наиболее «прибыльной». Особенно сложно, по мнению большинства опрошенных киевлян, без взятки разговаривать, если речь идет о социальных выплатах, покупке машин для инвалидов или пенсиях по инвалидности.
Второе место по «народной популярности» — у сферы образования. Чаще всего приходится «подмазывать», чтобы получить «нужный» аттестат или золотую медаль, поступить в вуз или оформить ребенка в детсад. Причем в дошкольных учреждениях, которые тоже научились «правильно жить», даже действуют скидки! «Если в хороший детский сад оформляют «оптом», то есть сразу братика и сестричку, — разъясняет 27-летняя киевлянка Елена, то это может стоить не $200, а, скажем, $170…»
На третьем месте — разумеется, наша родимая милиция. И в первую очередь, конечно же, ГАИ. Киевлянам приходилось за деньги решать не только «мелкие проблемы» (вопросы по несанкционированной торговле, превышению скорости, хулиганству), но и более серьезные прегрешения. Причем скорость решения проблем зависит как от готовности за это заплатить, так и от самой «таксы», которая – в случае ускорения – удваивается. И люди даже ищут, кому бы «дать на лапу», чтобы избавиться от головной боли.
Поэтому когда от своих знакомых я в очередной раз слышу рассуждения о коррупции в нашей стране, хочется смеяться. Потому что это «зло», уходящее корнями в нас самих, неискоренимо. Во всяком случае, жизнь показывает, что украинцам еще долго вряд ли удастся с ним справиться.
Конкретный пример. Вчера в маршрутке, наравне с остальными пассажирами, довелось стать свидетелем разговора двух дам среднего возраста. Одна из них с интересными подробностями всему автобусу поведала о том, как ее сын-первокурсник месяц назад получал водительские права. Уже на первых занятиях по вождению инструктор задал парню конкретный вопрос: «Ты как будешь сдавать — сам или за деньги?» Причем такса за экзамены в ГАИ была определена заранее: теория (знание претендентом на права правил дорожного движения) — 50 баксов и столько же — вождение. «Ну, ездить сын еще не научился, — сообщала мамаша, — а вот ПДД выучил назубок. И мы с мужем решили, что заплатим, но только за вождение». Уже накануне экзаменов инструктор предупредил снова: мы, мол, учим вас здесь по самым новым правилам, а в программе компьютеров в ГАИ заложены предыдущие — там есть несколько несовпадений. Так это или нет, не знаю, да вот только паренек ходил в ГАИ семь(!) раз, и как только не вытерпевшие родители «сдали» требуемые 250 гривен еще и за теорию, проблема решилась в один миг.
Кстати, мнение о том, что с коррупцией необходимо бороться, разделяют почти все украинцы. Правда, с одной оговоркой. По данным социологического опроса, проведенного Институтом исследований регионального развития Украины, 43% наших граждан уверены, что на Украине бороться с коррупцией бесполезно. А почти 14% опрошенных демонстрируют наличие «эластичной» установки: взятка — это ненормально в принципе, однако дать ее в конкретной ситуации — явление вполне нормальное. Причем, как оказалось, более склонны давать взятки люди с вузовскими дипломами! 84% опрошенных с высшим и незаконченным высшим образованием считают, что для решения серьезных проблем можно «подмазать».
Большинство людей склоняются к тому, что взяточничество выросло из-за низкого уровня жизни. Мол, всему виной невысокие зарплаты у чиновников, врачей, учителей, милиционеров, судей. «Если у участкового будет зарплата хотя бы 5 тысяч гривен, он никогда не возьмет 100 гривен за какую-нибудь справочку», — уверен киевлянин Тимофей. Лично мне в это верится с трудом: взращенные на бесконтрольной возможности наживаться на зависящих от них людей, так просто они не перевоспитаются и не станут хорошими. Правда, люди предлагают не просто повышать зарплату (тогда вырастут и суммы взяток), а тут же вводить систему контроля, внезапные проверки, прослушивающие устройства. Так, господа хорошие, мы слишком далеко зайдем!
Но даже не это главное. Я полагаю, самое интересное, что часть жителей столицы всеми фибрами своей души выступают… против искоренения в обществе взяток. Вот уж истинная суть национального характера! При этом люди, объясняя такую свою позицию, сетуют на излишнюю бюрократию во всех инстанциях, которую без денег не ускоришь. «Чтобы получить одну бумажку, нужно принести с десяток других, подтверждающих, что вам действительно нужна эта справка, — говорит киевская пенсионерка Татьяна Игоревна. — Но беда в том, что этот десяток, если идти только честным путем, собирать можно годами».
Как ни крути, борьба с коррупцией в нашей стране напоминает пресловутое хождение по замкнутому кругу, который в ближайшее время вряд ли кому-то удастся разорвать. Мы все яростно ненавидим взяточников, но когда дело касается решения наших личных вопросов, без зазрения совести «даем на лапу». И не дай Бог кому-то упрекнуть нас в этом! В лучшем случае мы кивнем на менталитет (удобная штука, скажу я вам, чтобы списывать на него все свои мелкие грешки). А в худшем — грудью бросимся на защиту собственной позиции, обвиняя собеседника в черствости и непонимании себя любимого. Вот и получается, что не устанет рука берущего, пока не оскудеет рука дающего.
Лариса Усенко, Известия в Украине