Деструктивные секты: «Брошу ребенка, но от веры не откажусь!»
— Секта украла у меня детей, — сообщил, позвонив по телефону, житель Фастова, что под Киевом, Константин Мельник. Примерно через час он приехал в редакцию и рассказал, что 12 лет тому назад друг привел его к «шелковцам». Эта организация небольшая — в Киеве всего около 200 шелковцев, а в странах СНГ — их около 2 тысяч. Церковь нигде не зарегистрирована. На вопрос, а что же собственно его привело туда, мужчина ответил, что хотел найти истину. Поначалу 24-летнему студенту бизнес-школы очень понравилось общение с новыми братьями и сестрами. Они покорили парня интеллигентностью и незаурядной трактовкой библейских истин. Правда, на общее богослужение не звали, дескать, еще не заслужил. Поэтому «вводные» лекции проводили у Константина на дому. Примерно через год, когда его, наконец, пригласили познакомиться с остальными прихожанами, стать частью их общины, Константин почувствовал несказанную радость. Но вряд ли он мог предположить, что лишится самого дорогого.
Квартира за спасение души
— Меня убедили, что исповедуемая «шелковцами» вера — самая правильная и честная, а все остальные — плохие, — рассказывает Константин Мельник. — Позже я женился на девушке, с которой мы вместе ходили на собрания. В браке у нас родились трое детей — мальчик и две девочки. Нам запрещали общаться с людьми, не состоящими в секте: не важно, родители это или друзья. Даже чтобы поехать к родственникам, нужно было спросить разрешения у апостола (лидера секты). Членам организации запрещено иметь любую информацию, поступающую не от апостолов. Нас постепенно убеждали, что лидеры секты управляют миром и именно они разрушили «империю зла» — Советский Союз. Их миссия — примирять человека с Богом, апостол — это Христос во плоти.
Пастве предлагали спасение, за которое каждый член организации должен был отдавать ежемесячно 25% своих доходов и переписать жилье и имущество на апостолов. Особенно поддавались прессингу бабушки. Апостолы их терроризировали и запугивали тем, что они не попадут на небеса, если оставят квартиру «нечестивым» — то есть, своим неверующим родственникам. Если же вдруг какая-нибудь стойкая старушка все-таки завещала жилье неверующей дочери, игнорировали похороны такой отступницы.
Замужество как наказание
Два раза в день нужно было обязательно изучать литературу секты и Библию. Но если чтение священной книги можно было пропустить, то «шелковское» учение — ни в коем случае. Члены организации постоянно исповедовались. Апостолы же грехи своих «овец» записывали на диктофон, чтобы потом шантажировать, если человек вдруг захочет из секты выйти.
Лидеры могли нагрянуть домой к своей пастве в любое время. Частенько по ночам они приходили к братьям и сестрам и проводили с ними многочасовые беседы о том, что их вера — истинная и единственно правильная, о том, что спасутся только те, кто исповедует ее. Если ты чего-то не понимаешь, значит, на тебе есть грех или ты еще недостаточно просветлен.
В 1994 году, по окончании учебы, Константину предложили хорошую работу. Однако апостол решил, что она ему не нужна, и лучше работать дворником. Чем он, собственно, и занимался в течение 10 лет. Жена его устроилась уборщицей, кстати, по словам Мельника, «профессии» дворников и уборщиц — самые распространенные среди членов этой организации. По решению апостолов, многие бросали учебу и высокооплачиваемые должности.
Да и женились в секте не по любви, а по указанию апостолов. Как оказалось, таинством брака можно даже наказывать. Одна семья, в которой была дочь на выданье, считалась недостаточно послушной. Девушку выдали замуж за парня с явными психическими отклонениями. В этом браке родилось четверо детей, которые, к сожалению, унаследовали отцовский недуг. Потом видеозапись этих деток показывали остальным — в назидание, мол, вот что бывает с тем, кто проявляет непокорство.
Усомнился в апостолах? – Ты не наш!
Когда у Константина с Ольгой начались разногласия, они пришли за помощью к апостолам, но те не дали им реальных советов. В мужчине заронилось зерно сомнения, а знают ли вообще «святые люди» ответы на эти жизненные вопросы?
Когда в октябре 2007 года Константин Мельник уехал на месяц в Херсонскую область покупать дом, он даже обрадовался, что вдали от братьев по вере сможет спокойно во всем разобраться. А потом он позвонил жене: «Скажи апостолам, что у меня есть вопросы, и я хочу получить на них конкретные ответы». Его судьба была предрешена. Согласно законам секты, сомневающихся изолируют. А их жена (или муж) обязаны отказаться от своей «половинки» и жить отдельно. Ольга любила Константина, и всячески уговаривала его одуматься и верить апостолам. Но он уже так жить не мог.
Пока Константин Мельник занимался в Херсонской области оформлением недвижимости, в Фастове, где жила его семья, секта начала подготовку к его изоляции. Ольга вдруг подала в суд, чтобы добиться выплаты алиментов на детей, в Фастовском исполкоме уже оформляли разрешительные документы на вывоз детей в Беларусь (на родину Ольги) без согласия отца. Чтобы получить это разрешение, жена Константина и «братья по вере», которые сопровождали ее повсюду, наговорили в опекунском отделе, что Константин — маньяк, террорист, что он избивает и жену и детей, а главное, не обеспечивает их материально. Предчувствие подсказало Мельнику, что нужно вернуться домой раньше положенного срока. Его появление спутало карты — суд, на который он пришел, отказал женщине в алиментах, разрешение на выезд детей за рубеж также получено ею не было.
Дети дичились отца, потому что он — отступник. А пятилетний сын Владик был весь в синяках и ссадинах, наверное, его били. Постепенно малыши оттаяли и стали тянуться к отцу, но Ольга запрещала им ходить куда-то вместе и все время слушала по телефону указания апостолов, как дальше себя вести.
Через день после возвращения Константина, когда он отлучился куда-то по делам, Ольгу с детьми все же увезли. Мельник позвонил жене, но она отвечала, что все хорошо, и что завтра приедут ее родители и заберут мебель. При этом она не сообщала, где находится.
Но Константин услышал гул мотора и понял, что его семью транспортируют в Беларусь. Поскольку разрешения на вывоз детей за рубеж у Ольги не было, Мельник заявил об этом беззаконии в СБУ. Ему посоветовали не переживать — ведь пограничники без разрешительных документов никого не пропускают. Но через четыре часа мобильный телефон Ольги был уже вне зоны досягаемости, а через две недели Ольга и дети объявились в соседней стране, в то время как в администрации Государственной пограничной службы Украины Константину на его запрос ответили, что его семья границу не пересекала.
Чужие дети белорусов не интересуют
Десять месяцев отец не видел своих чад. Он нашел их в Беларуси, но ему запрещают общаться с ними. Когда на детской площадке он приблизился к своему ребенку, на него набросились родственники Ольги (тоже «шелковцы») и избили. Он попал больницу с сотрясением мозга, а позже, как рассказал Константин корреспонденту «ВВ», отец Ольги подал в суд на него за нанесение телесных повреждений, и Мельника оштрафовали на 800 долларов.
Кстати, белорусские власти знают, что Ольга с детьми живут в их стране, но чужие дети «сябров» не интересуют, дескать, на нашей территории они живут законно, а каким образом их вывезли из Украины — не их проблема.
— Я обращался и в КГБ Беларуси, и в наше МВД, в прокуратуру и в фастовскую милицию. Мне везде отказывают в расследовании, отвечая, что секты, о которой я говорю, нет, — сетует Константин. — Но ведь она есть, и уже разрушила не одну семью и угробила не одного человека! Понимая, что я уже не оставлю это дело, руководители секты писали мне, чтобы я нашел себе другую женщину, а теперь угрожают переломать мне ноги, потому что я хочу сохранить семью. Я мечтаю услышать голос своей жены, пообщаться с ней и, если она уже окончательно обработана сектой и отвернулась от меня, буду до конца бороться за детей.
По словам Константина, его случай — не единичный. Сегодня в Киеве проживают две семьи, в которых детей нелегально переправили через границу. Одного ребенка вывезли из Прибалтики, второго — с Кавказа. В обоих случаях отцы эти деток — отступники от «истинной» веры.
Брошу ребенка, но от веры не откажусь!
В Конституции Украины задекларировано право каждого на свободу вероисповедания. Это, конечно, правильно. Однако по результатам 2007 года Украина стала лидером среди европейских стран по количеству разнообразных деструктивных сект. А ведь еще в 1992 году на Парламентской ассамблее Совета Европы была выражена обеспокоенность активностью сект и иных, так называемых неформальных, образований!
На религиозной почве разрушилась не одна семья. И защищая такие организации в правовом поле, государство почему-то не подумало о защите граждан.
Ведь, по мнению психологов, практически каждый человек может попасть под влияние религиозной организации. Так, 20% граждан легко поддаются внушению, 60% — средневнушаемые (им достаточно посетить несколько сеансов, где люди подвергаются психологическому воздействию). И всего 20% граждан трудно поддаются внушению. И кто знает, не окажетесь ли именно вы очередным рабом сомнительного культа?
По словам председателя Центра помощи пострадавшим от деструктивных культов «Диалог» Яна Щекатурова, к ним поступает много жалоб и на другие, достаточно известные, организации, из них некоторые уже запрещены в странах СНГ.
Вот один из таких случаев. Православная семья пожаловалась на невестку. Несколько месяцев домашние не знали, что она посещала религиозные собрания. Начались скандалы, в итоге свекор и свекровь выгнали женщину из дома, оставив у себя маленького внука. Казалось бы, в сложившейся ситуации в неприглядном виде выступают православные члены этого семейства. Однако, когда с молодой женщиной стал беседовать психолог, она сказала ему, что, даже если опекунский совет или суд лишат ее родительских прав, она все равно не изменит своей вере и не уйдет из организации. Враждующие стороны удалось примирить с условием, что женщина не будет вербовать никого из окружающих, хотя пасторы во время богослужений приказывают своим подопечным явиться на следующее собрание с тремя новообращенными.
Город Солнца и нетрезвая вдовушка
Часто люди попадаются в сети сомнительных религиозных организаций от недостатка общения. Сейчас Центр помощи пострадавшим от деструктивных культов «Диалог» занимается разоблачением кружка, в котором интеллигентные граждане сдают и собирают деньги на постройку Города Солнца, где, как известно, люди будут жить в идеальном, справедливом и гуманном обществе. Но, как выяснилось, документы на землю, где должен быть возведен чудо-город, оформлены на подставных лиц, поэтому кружковцы на нее не имеют никакого права.
Некоторые религиозные организации интересует недвижимость паствы. Общину посещала 40-летняя вдова, которая проживала одна в хорошей однокомнатной квартире в центре города, однако права владения принадлежали одновременно и ей, и ее матери. Ко вдовушке приставили одного из лидеров общины — неоднократно судимого бывшего наркомана. Дело уже шло к свадьбе. Однако мама невесты заметила, что дочь стала постоянно выпивать, а ее «жених» — всегда трезв. Женщине посоветовали переоформить права владения на себя. Как только это было сделано, жених быстро потерял интерес к «любимой». Через два месяца доверчивая вдова погибла от злоупотребления алкоголем.
Пастор с трудовой книжкой
Наиболее подходящей почвой для воздействия некоторые культовые организации считают молодежь — ведь парней и девушек, не имеющих жизненного опыта, можно убедить в чем угодно. Тем более что наше государство духовным и культурным воспитанием молодых людей почти не занимается. Пользуясь этим, секты рассчитывают со временем получить покорное им поколение.
Несколько лет назад одна из харизматических церквей в Днепропетровске организовала реабилитационный центр для детей улицы. Конечно, ребят кормили, дали им крышу над головой, а за это заставляли работать на стройке. Вот вкратце распорядок дня юных воспитанников религиозной организации: подъем в 5.30, в 6.00 все должны были присутствовать на молитве, потом завтрак и работа на стройке. В 12.00 снова молитва, обед, потом работа, ужин, вечерняя молитва, учеба и сон.
По результатам проверки центр закрыли, а на его руководителя подали в суд. Когда же пастора попросили подтвердить свой сан, он показал трудовую книжку с соответствующей записью, выданную в 1989 году, однако с печатью государства Украина. Не нужно быть великим историком, чтобы понять, что документ — липовый. Ведь в 1989 году еще существовал Советский Союз.
Кстати, о судах. Наше государство еще относительно юное, поэтому не имеет опыта судебных тяжб с религиозными организациями. Однако прецеденты уже есть. Так, одна гражданка судится с религиозной организацией, где она состояла, чтобы вернуть 5 тысяч долларов, пожертвованные на строительство храма, который, кстати, так и не был построен. Получится ли у нее это — неизвестно, суд еще не вынес окончательного решения.
Алена ПОТАЕВА, Вечерние вести
Компетентно
Собрания не запретишь
Директор департамента по делам государственно-конфессиональных отношений и обеспечения свободы совести Государственного комитета по вопросам национальностей и религий Николай Бойчук, рассказал корреспонденту «ВВ», что, согласно действующему законодательству, уведомление государственных органов о создании религиозных организаций не является обязательным. То есть люди могут собираться на квартирах и в других местах, общаться, изучать литературу. Если же со стороны соседей поступает жалоба о нарушении членами этой организации общественного порядка, в этом случае должны подключаться правоохранительные органы.
— Основная задача нашего комитета — регистрация религиозных организаций и содействие их развитию, — объяснил Николай Иванович. — К сожалению, контролировать их мы не имеем права, потому что с 1991 года (когда был принят Закон «О свободе совести и религиозных организациях») у нас отобрали эту функцию. Контролировать же их деятельность должны местные органы самоуправления, для этого там созданы специальные отделы. Но так как в отделах работают люди на общественных началах, то есть бесплатно, трудно представить, что они станут ходить на богослужения, чтобы услышать и увидеть, как они проводятся. Более того, органы местного самоуправления и регистрируют ряд религиозных общин.
По мнению Николая Ивановича, законодательство нуждается в существенных изменениях. А вопросами религии должен заниматься отдельный государственный орган, который возьмет на себя все функции.
Вне закона
В ожидании конца света
Деструктивные секты или деструктивные культы, иначе называемые также секты-убийцы, — крайняя форма тоталитарных сект, которые обвиняются в самоубийствах и убийствах других людей.
Для вероучения большинства таких сект характерно апокалиптическое ожидание скорого конца света и последнего суда, что является толчком для совершения убийств и самоубийств.
Руководители таких сект, как правило, личности психопатического склада со склонностью к доминированию и психологическому насилию. В ряде случаев расследование деятельности таких культов приводило к выявлению материальной или политической заинтересованности «гуру» в подчинении большого количества людей. В прессе, к примеру, сообщалось, что один из теневых руководителей «Белого братства» Юрий Андреевич Кривоногов, специалист в области микроэлектроники, кандидат технических наук, был сотрудником спецслужб по вопросам управления. Также утверждалось, что Народный храм (Peoples Temple) в США и его лидеры до последнего момента контролировались ЦРУ.
Методы воздействия на паству достаточно однотипны — «промывание мозгов», наркотики, секс, групповые «радения», лишение свободного времени, ограничение внешних контактов и пр.
Справка
По данным Государственного комитета по делам национальностей и религий, в 2008 году религиозная сеть в Украине представлена 55 направлениями вероисповеданий, внутри которых действует 33841 религиозная организация, в том числе 32493 религиозных общества, 82 центра и 246 управлений, 421 монастырь, 333 миссии, 74 братства, 192 духовных учебных заведений, 12689 воскресных школ. Делами церкви в Украине занимаются 29441 священнослужителей. В стране — 383 средства массовой информации религиозного содержания.
Граница на замке
По словам замначальника пресс-службы Государственной пограничной службы Украины Ольги Перехрест, наши несовершеннолетние граждане могут пересечь границу только в сопровождении родителей (или же опекунов, попечителей либо сопровождающих лиц). При следовании ребенка без отца и матери у сопровождающего лица должен быть оригинал нотариально заверенного разрешения обоих родителей (опекунов, попечителей). Если несовершеннолетний пересекает границу с одним из родителей, у сопровождающего должен быть оригинал нотариально заверенного разрешения второго родителя на выезд ребенка.
— Правила пересечения границы Украины несовершеннолетними изменились несколько лет назад, — рассказала Ольга. — Ведь на самом деле сложно определить, с какой целью вывозят ребенка. До внесения изменений из Украины выехала на отдых в Европу и не вернулась группа детдомовцев.
По словам Ольги Перехрест, официально без необходимых документов через пограничные пункты переправить ребенка в другую страну невозможно. Однако детей могли вывезти, пользуясь обходными путями, к примеру, с помощью проводников. Ведь граница с Беларусью до сих пор не демаркирована.