Чинодуры. Как воспитывает своих подчинённых региональное начальство
Губернатор Архангельской области Илья Михальчук утвердил регламент, согласно которому все сотрудники и гости, в том числе журналисты, «обязаны при входе главы администрации в зал заседания стоя приветствовать его». Глава Вологодской области Вячеслав Позгалёв запретил курение даже на крыльце здания обладминистрации и предложил удерживать у курильщиков часть их зарплаты. Губернатор Камчатского края Алексей Кузьмицкий запретил носить своим подчинённым джинсы.
Об этих и других сумасбродствах региональных начальников рассказывает корреспондент «Нашей Версии».
То, каких «творческих высот» может достигать самодурство боссов в коммерческих компаниях, наверняка известно немалому числу наших читателей на своём личном опыте. Правила внутреннего трудового распорядка фирмы полностью зависят от фантазии её директора или владельца. Так, в одной из московских компаний все сотрудники обязаны были прыгать с парашютом. Дескать, для укрепления корпоративного духа. Не прыгнул один раз – получай предупреждение. Второй раз – уже основание для увольнения без выходного пособия за систематическое невыполнение трудовых обязанностей. В российском представительстве германской компании Beck’s, размещающемся в семиэтажном здании, сотрудников поощряют тем, что их переселяют на этаж выше, а штрафуют переселением на этаж ниже. Нередко в российских фирмах применяется и такое наказание, как переезд работника в кабинет меньших размеров.
А владелец одной из торговых компаний заложил в правила распорядка 70 отжиманий от пола за опоздание, оформив это как обязательную утреннюю гимнастику для непунктуальных сотрудников.
Самодурство, если оно не противоречит Уголовному кодексу РФ, а сотрудники ознакомлены с правилами «хорошего поведения», законом не запрещено…
Самодурство, если оно не противоречит Уголовному кодексу РФ, а сотрудники ознакомлены с правилами «хорошего поведения», законом не запрещено. Яркой иллюстрацией принципа «чем бы дитя ни тешилось» является, к примеру, обязательное хоровое исполнение гимна фирмы всеми её сотрудниками. Например, каждый рабочий день и заседание правления розничной компании X5 Retail Group начинается с пения: «Работа – наша сила! Х5 непобедима! Работа – наш оплот! Вперёд, Х5, вперёд!» И это далеко не единственный пример «добровольно-обязательного» хорового энтузиазма для контингента коммерческих фирм.
Попытки перенести этот опыт в органы власти пока не принесли полного успеха. Например, в Законодательном собрании Курской области перед началом заседания народные избранники исполняют гимн России. Причём под караоке, чтобы не путать старые михалковские слова с новыми. Однако, по словам председателя областной думы Александра Кичигина, некоторые оппозиционные депутаты, даже глядя на титры, «молчат из принципа». Но зато там, где дело касается взаимоотношений регионального начальства со своими подчинёнными, подобная вольность невозможна. Так, замруководителя аппарата администрации Псковской области Дмитрий Шахов обязал всех подчинённых в двухнедельный срок выучить слова гимна России, а руководителям структур проверить выполнение этого урока. По словам Шахова, «в случае невыполнения нашего предписания сотрудники могут быть лишены премиальных».
Традиции провинциального чиновничества в нынешней бюрократической интерпретации дают результаты, достойные пера Салтыкова-Щедрина. Наглядной иллюстрацией стали деяния архангельского губернатора. Как уже было сказано, г-н Михальчук утвердил новый регламент совещаний, согласно которому все сотрудники и гости, в том числе журналисты, «обязаны при входе главы администрации в зал заседания стоя приветствовать его». Именно так – в обязательном порядке. А уходить из зала согласно тому же предписанию должностные лица теперь вправе только после ухода высокого губернского начальства. Впрочем, на этом казусы провинциального нормотворчества не закончились. Прокурор области обратился с жалобой в областной суд, и тот, рассмотрев её, освободил от обязательного вставания перед губернатором… тех должностных лиц, кто находится в подчинении федеральной, а не областной власти. К таковым относятся, например, депутаты Госдумы, члены Совета Федерации и, разумеется, сам прокурор области, который и возмутился новым регламентом. Верховный суд РФ оставил данное решение без изменений.
Представьте себе благостную картину высоких собраний в городе Архангельске. Входит Михальчук, и все присутствующие спешно встают. Кроме тех нескольких баловней Фортуны, кто продолжает сидеть, преисполняясь чувством собственного достоинства. Примерно как те пэры, которые удостоены привилегии не снимать шляпу в присутствии английского короля. Можно было бы и закончить бытописание архангельских нравов, но уж очень хочется добавить пару штрихов к описанию архангельского губернатора, который, судя по оказываемым ему новым регламентом почестям, призван служить образцом нравственности и морали для своих подчинённых.
До позапрошлого года Михальчук занимал должность мэра Якутска. По странному совпадению сразу шестеро его непосредственных подчинённых оказались под следствием по обвинению в присвоении бюджетных средств и мздоимстве. В СМИ попали фотографии неоднократных VIP-охот мэра на снежных баранов чубуку, занесённых в «Красную книгу». Как возмущались местные экологи, мало того, что чубуку в Якутии насчитывается всего лишь 400–500 голов, так ещё и чиновники во главе с Михальчуком варварски отстреливали их, когда охота запрещена, потому что самки вынашивают потомство.
Можно вспомнить и о введённых Михальчуком в бытность мэром правилах, по которым якутянам запрещалось держать более одной кошки и собаки. А тем временем группа делегатов окружного совета Якутска и Ил Тумэна республики публиковала открытое письмо мэру, в котором констатировалось, что «под вашим руководством городское хозяйство доведено до плачевного состояния». Авторы письма упоминали «о неоднократных акциях протеста населения, связанных с крайне неудовлетворительным состоянием дорог, необоснованным завышением коммунальных платежей, плохой работой городского транспорта, растущей преступности», и упрекали мэра в «неспособности или нежелании контролировать ситуацию».
«А вот вшитых карманов и завышенную талию мы не потерпим!» – выносил вердикт о внешнем виде своих подданных Герцог из знаменитого фильма «Тот самый Мюнхгаузен». Их должностные качества занимали его гораздо меньше. В полном соответствии с этим примером сразу несколько губернаторов озаботились дресс-кодом своего аппарата. Так, в 2002 году в Свердловской области был введён запрет на появление в госучреждениях в шортах, топиках и пляжной обуви. А в 2007 году управление делами главы Свердловской области Эдуарда Росселя выпустило гораздо более развёрнутое предписание, согласно которому как сотрудник Дома правительства, так и его посетитель пропускаются в здание только в выглаженной и чистой одежде, начищенной обуви, с коротко постриженными или собранными волосами. С такими требованиями никто не спорил, но управление делами детализировало свои представления о прекрасном. На пост охраны поступили две таблицы с описанием допустимой одежды для мужчин и женщин, где долго перечисляются фасоны и оттенки допустимой одежды.
Оцените скрупулёзность подхода. Женщины должны были приходить «в строгом костюме с юбкой или деловом платье, предпочтительно тёмно-синего, тёмно-коричневого, бежевого или серого цветов, юбке прямой до колена или удлинённой, блузе пастельных тонов, туфлях чёрных или в тон одежде, на каблуке 4–6 сантиметров, в чулках (колготках) чёрного или бежевого цветов без морщин и затяжек, с минимумом косметики». Допустимыми были объявлены «брючные деловые костюмы, тонкие свитеры, юбки чуть-чуть выше колена, блузы без рукавов, два-три ювелирных украшения». Запрещалось пускать женщину на порог Дома правительства, если на ней костюм или платье ярких и пёстрых расцветок, большое декольте, одежда из просвечивающихся тканей, мини-юбка или юбка с глубоким разрезом, растянутый свитер или кофта, а также джинсы, футболка, майка или шлёпанцы. Причём не важно, работает она там или пришла по личной надобности.
Был введён дресс-код и для мужчин, которым предписывалось носить костюмы тёмно-синего, серого или бежевого цветов, рубашки белых или однотонных пастельных тонов, галстуки в тон цветовой гамме, обувь чёрного или коричневого цвета, носки «длиной выше икры, без морщин, в тон костюму». Периодически можно появляться в одежде «клубного стиля» (пиджак плюс брюки разного, но гармонирующего цвета), тонком свитере под пиджак или с набором «жилет и тёмная рубашка». Яркие костюмы, пиджаки в крупную клетку, пёстрые и байковые рубашки, перстни, цепочки, серьги, булавки, джинсы, футболки, майки и растянутые свитеры были запрещены. Не разрешалось также надевать пёстрые галстуки и приходить в областной Белый дом без них. Кроме того, согласно новым правилам в здание был запрещён вход детям.
Пикантность ситуации заключалась в том, что в свердловском Белом доме под одной крышей с правительством и обладминистрацией размещаются областное Законодательное собрание и облизбирком. Если сотрудники аппаратов были вынуждены взять под козырёк, то некоторые свободолюбивые депутаты возмутились. К примеру, лидер свердловских коммунистов Владимир Краснолобов приходил на заседание областного Законодательного собрания в футболке, депутат Георгий Перский носил цветастые галстуки, депутат Андрей Альшевских – свитеры ярких расцветок, а законодательница Татьяна Тер-терьян активно пользуется косметикой. В итоге вышеупомянутый Перский подал в суд на управляющего делами губернатора «за нарушение прав человека».
По его словам, охрана Белого дома получила предписание не пускать всех «неопрятно одетых сотрудников» в здание: «Грубо говоря, надевай чёрный костюм, чёрный галстук и иди на работу как на праздник. Мне так не хочется». Протестуя против новых правил, Перский пришёл на работу в жёлтых кроссовках, ярком джемпере и джинсах. Другой депутат, Валерий Новосёлов, не стал отказываться от привычной клетчатой рубашки с коротким рукавом и «преступно» не повязал галстук. В итоге вскоре запреты были сняты, и госаппарат зажил прежней жизнью.
Непродолжительным был и введённый в 2006 году дресс-код в правительстве Самарской области и администрации города Тольятти. Всем сотрудникам и посетителям запретили носить короткие брюки, шорты, топики, джинсы и юбки с разрезами до середины бедра. Нельзя было являться в госучреждения без галстука, в слишком обтягивающей одежде, блузках с глубоким вырезом или декольте. В итоге в здание правительства не пустили даже одного из советников самарского губернатора. Но чиновничья инициатива не понравилась прокурорским работникам, которые потребовали отменить дресс-код, усмотрев в нём нарушение 33-й статьи Конституции РФ о праве граждан на личное обращение в государственные органы.
Тем не менее «искусство кройки и шитья» в исполнении регионального начальства не прекращается. В прошлом году губернатор Камчатского края Алексей Кузьмицкий приказал подчинённым удлинить юбки, убрать джинсы, декольтированные блузки, наряды ярких расцветок. Как заявил Кузьмицкий, «работники правительства должны быть одеты в деловом классическом стиле». Сотрудники областной администрации вынуждены были взять под козырёк и спешно поменять свой гардероб. Теперь губернатор сурового Камчатского края может смело повторить вслед за Герцогом: «Поразительно, как наш народ гармонирует с природой!»
В то время как одни региональные начальники решили взять под контроль одежду своих подчинённых, другие озаботились их физическим здоровьем. Так, в феврале этого года президент Татарстана Минтимер Шаймиев начал заседание Республиканского совета по вопросам благотворительной деятельности с десятиминутной физзарядки. Хочешь не хочешь, а все присутствующие – министры, руководители ведомств, главы муниципалитетов, предприятий, общественных организаций – послушно выполняли приседания, поклоны и команды типа «принять упор лёжа!». Похваливший участников зарядки Шаймиев одобрительно заметил: «Вы замечательно провели зарядку, никто не упал». Это ж какими былинными богатырями надо быть, чтоб во время физзарядки ни разу не рухнуть без сил на пол. В здоровом теле – здоровый дух.
Если в Татарстане забота президента республики о здоровье подчинённых ограничилась одноразовой физзарядкой, то в Красноярском крае она теперь носит систематический характер. Муниципальные чиновники уже два года ходят в добровольно-принудительном порядке на городскую зарядку. А в марте этого года по указанию губернатора края Александра Хлопонина начальники управлений, отделов, ведущие и рядовые специалисты администрации сдавали спортивные нормативы. В специальные карточки заносились результаты каждого служащего. Так, министр спорта, туризма и молодёжной политики края Сергей Гуров отжался 48 раз. Впрочем, о худших результатах пресс-служба скромно умолчала. Кроме того, каждые два года проводится краевая спартакиада государственных и муниципальных служащих. В этом году она состоялась уже в четвёртый раз. Свыше 500 госслужащих из комитетов и структурных подразделений администрации края состязались в мини-футболе, волейболе, плавании, настольном теннисе, дартсе, шахматах, бильярде и перетягивании каната.
Если официальные СМИ выражают восторг по поводу неусыпной заботы губернатора о физической культуре, то на краевых интернет-форумах о спортивных упражнениях в исполнении сотрудников обладминистрации отзываются довольно саркастично. По словам одного из форумчан, «кто им мешает в нерабочее время спортом для себя заниматься и без всякой шумихи? Что, все проблемы в крае решены – безработицы нет, промышленность на подъёме? Лучше бы они ввели бесплатные талоны на бассейн детям, а нормативы по своей работе сдавали!»
В других субъектах РФ взялись за здоровье своих подчинённых с другого конца, полностью запретив курение в здании областной администрации. Так поступил, например, ещё в 2005 году экс-губернатор Тюменской области Сергей Собянин. Его примеру последовал и председатель Тюменской областной думы Сергей Корепанов, запретивший курить в здании облдумы. Причём запрет распространялся как на курение внутри зданий, так и за их пределами в радиусе 30 метров.
В качестве санкций за нарушение запрета для рядовых чиновников администрации и аппарата облдумы был предусмотрен штраф в размере стоимости блока сигарет, которые курит нарушитель. А для депутатов областной думы и руководителей структурных подразделений областной администрации в качестве дополнительной меры воздействия вменялось проведение урока здоровья в любой из школ Тюмени. Впрочем, затем Собянин стал руководителем администрации, а потом и аппарата российского правительства, и на новом месте работы о санкциях за курение уже нет речи. Федеральные чиновники оказались более неуступчивы в своих привычках.
Знамя борьбы с курением, поднятое Собяниным, подхватила губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. С 1 января 2007 года запрещено курить во всех кабинетах Смольного. Поддерживая эту инициативу, вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Осеевский настоятельно предложил всем председателям комитетов бросить курить. Пресс-служба умалчивает, каковы были плоды этой рекомендации.
А губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалёв уже в этом году, запретив курение даже на крыльце здания областного правительства, предложил не выплачивать курящим сотрудникам ту часть зарплаты, которая, дескать, идёт на оздоровление. Таким образом, по словам Позгалёва, можно решить сразу несколько проблем – и пропаганду здорового образа жизни, и экономию средств фонда заработной платы. Все без исключения члены областного правительства были вынуждены выступить против никотиновой зависимости.
От заботы о внешнем виде и борьбы за здоровый образ жизни перейдём к хлопотам о культурном облике местных чиновников. Именно этим озаботились сразу несколько других глав субъектов РФ. Наибольшую активность на этом поприще проявил губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. В 2007 году он подписал указ о проведении тестирования всех чиновников, работающих в государственных и муниципальных органах. Как заявил губернатор: «Уши вянут от некоторых выступлений, а документы с грамматическими ошибками по нескольку раз приходится возвращать переписывать – стыдно!»
Для аппаратчиков приготовили спецконтрольные. Все чиновники – от министров до сотрудников отделов – уселись штудировать словари и учебники. За 45 минут им необходимо было ответить на 40 вопросов из программы средней школы, вставить пропущенные знаки препинания, буквы, поставить ударение в словах. Вот три примера. Требовалось «назвать слова с удвоенной согласной», выбрав из четырёх вариантов: ап(?)арат, бал(?)отироваться, ас(?)игнование, прес(?)а. Ещё одно испытание заключалось в том, чтобы правильно расставить запятые в фразах «На заседание естественно нужно приходить вовремя» и «Однако аудиторской проверки не избежать». В третьем примере нужно было выбрать правильный вариант – «вопреки мнения администрации» или «вопреки мнению администрации». Как видите, с заданиями легко справится даже прилежный ученик 5-го класса.
Результаты тестирования были объявлены на совещании местной администрации. Выяснилось, что на «отлично» сдали экзамен 21% областных служащих и 44% муниципальных, на «четвёрку» – 36 и 30% соответственно, на «тройку» – 40 и 22%. Среди «отличников» оказались, разумеется, сам Морозов и его первый заместитель, что, впрочем, неудивительно. Морозов был единственным чиновником, кто видел вопросы накануне испытания. Как «отличнику», ему в торжественной обстановке вручили презент – словарь русского языка. 17 (!) человек получили «двойки», ответив правильно менее чем на половину вопросов. Для них были назначены дополнительные занятия и переэкзаменовка. А один из них – директор департамента области по строительству Владимир Сухов – и вовсе был отправлен в отставку. Причём на этом экзаменационная «сессия» для сотрудников аппарата не закончилась. В том же году их проверили ещё и на знание краеведения и компьютера.
Кстати, устраивал экзамен по краеведению для муниципальных чиновников и бывший губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков. При этом его похвалы удостоился лишь глава Хвалынского района, знавший прежнее название райцентра. Ни один из чиновников не смог вспомнить даже имени основателя города Саратова (князь Григорий Засекин. – Ред.).
В некоторых российских городах местная власть по-другому подошла к вопросам языкознания у подчинённых. Так, мэр города Мегиона Ханты-Мансийского автономного округа и мэр Перми запретили употреблять своим сотрудникам на службе такие выражения, как «я не знаю», «денег нет», «я не помню» и т.п.
Можно только поразиться разнообразию тех оригинальных нововведений, которыми региональное начальство расцвечивает скучную чиновную жизнь своих подчинённых. Так, по инициативе губернатора Томской области Виктора Кресса в Томске появилась добровольная народная дружина для охраны общественного порядка, составленная только из сотрудников областной администрации. Каждый вечер с 18.30 до 22.00 они поочерёдно выходят на дежурство, обходя дозором участок. Причём сферой действия чиновников-«дружинников» является почему-то только так называемый губернаторский квартал. Как саркастично отмечают томичи, в этом квартале посажены шикарные розы, а отдельные несознательные граждане их потихонечку воруют для своих нужд. Кому ж и доверит губернатор сохранность своей клумбы, если не подчинённым?
Игорь Дмитриев, Наша версия