Псевдо-экологические «казачки» на украинских дорогах
Уже несколько лет подряд на украинских дорогах, особенно на автотрассах крымского направления, а также вокруг столицы действуют эдакие казацкие формирования, одетые в форму, очень похожую на милицейскую. Они называют себя «патрулями экологической безопасности», которые борются с вредными автомобильными выхлопами. Впрочем, уже стало очевидным: фактически это не общественное движение, а определенный вид полулегального бизнеса, действующего на грани фола. Хотя, кажется, часто такая грань уже перейдена и, похоже, терпение у правоохранителей все-таки лопнуло.
Наверное, не зря департамент ГАИ обратился как раз к иностранцам, путешествующим по Украине автотранспортом, с предостережениями и советами по поводу бурной деятельности нелегальных экологических постов в некоторых регионах. Основная мысль обращения: в Украине водители должны останавливаться только по требованию сотрудников милиции и могут смело игнорировать так называемые казацкие патрули, которые не имеют права осуществлять экологический контроль ТС, составлять админпротоколы, а тем более взимать штрафы.
В Интернете и некоторых СМИ называются конкретные проводники и организаторы дорожно-талонного бизнеса (правоохранители тоже их знают), который представляется в качестве легальной проверки на соответствие нормам экологической безопасности. В частности, речь идет о Всеукраинской общественной казацкой организации «Экологическая безопасность», зарегистрированной в Минюсте, и одноименном полке, возглавляемом казацким полковником Александром Б., деятельность которого особо заметна на трассе Харьков—Симферополь.
Поскольку украинцы в большинстве своем уже привыкли игнорировать экологов-самозванцев, «зеленые жезлы» останавливают преимущественно иностранцев, которых совершенно незаконно заставляют приобретать талоны (в Украине вообще не существует установленного образца таких талонов) о прохождении экологического контроля. То есть четко прослеживается мошенническая составляющая этой технологии. Говорят, что в пик сезона, приходящегося на лето, «казачки» зарабатывают на водителях-иностранцах по несколько тысяч гривен в день. Основание — «чрезмерные выбросы угарного газа» и второпях выдуманные нарушения.
Общеизвестно, что настоящим на дороге является только милицейский жезл, а наложенные инспекторами ГАИ штрафы оплачиваются в банковских учреждениях, а не «на месте» (как и то, что Госавтоинспекция не выдает «экологические талоны»). Впрочем, находятся те, кто наивной доверчивостью потакает «экопатрулям». Прежде всего, как уже отмечалось, это иностранцы. Вменять же в вину то, что казак носит милицейскую форму, невозможно, ведь его «камуфляж» только похож на нее — следовательно, нет оснований привлекать его к ответственности. Однако часто их все-таки принимают за правоохранителей.
— Только в Днепропетровской области в последнее время было возбуждено в отношении «экологического казакования» четыре уголовных дела, — говорит начальник управления ДПС, розыска и специальных мероприятий департамента ГАИ МВД Украины подполковник Олег Сирый, демонстрируя увесистую папку, собранную по делу «казачков». — Однако десятки заявлений и сообщений в конце концов получают отказы в возбуждении таких дел из-за позиции судов — потерпевшие и большинство свидетелей оказываются иностранцами и фактически становится невозможным нормальный следственный процесс. Похожая ситуация была до недавних пор и в столичном регионе: почти каждую неделю в райотделы милиции Киевщины доставлялись эти «казачки», но вскоре их отпускали, поскольку законных оснований для дальнейшего их задержания не находилось.
Ныне мы изучаем правовые основания деятельности этих организаций. С одной стороны, участие в осуществлении общественного экологического контроля в определенной степени является реализацией конституционного права граждан на безопасную окружающую среду (ст. 50 Конституции Украины). Но этого недостаточно. На днях мы направили запрос в Министерство охраны окружающей природной среды по поводу разъяснения юридических аспектов существования экологических постов. Следующим нашим шагом может стать возбуждение вопроса относительно прекращения регистрации упомянутых организаций.
Наиболее пострадали от «зеленых дозоров», как отмечают в ДГАИ МВД, Днепропетровская (район Перещепино) и Киевская области. Выезжают псевдоэкологи и в Запорожскую область, на Донетчину, в другие регионы. Таким экопостам удается длительное время действовать, прикрываться и «воскресать» из числа «ликвидированных» практически по той же схеме, которая удерживала на плаву целые сети торговцев трамадолом, процветавшие под вывесками легальных аптек и фирм по продаже лекарств.
Они просто перерегистрировались под другим названием, иногда по другому юридическому адресу, рассчитавшись перед этим с государством самое большое уплатой символического штрафа. Прослеживается нечто подобное и в ситуации с казаками, которые в этом случае являются все-таки разбойниками. Давление со стороны правоохранителей и общественности в последнее время побудило «казачков» и к откровенному криминалу.
Об этом свидетельствует, в частности, письмо в МВД жителей Днепропетровщины, которые жалуются на вседозволенность «экологических дозоров», ведь людей просто останавливали и отнимали деньги. Среди потерпевших есть даже один консул, у которого отняли 1,5 тысячи долларов: это некие «штрафы» за задымление украинского неба. Был, например, случай, когда у женщины отняли маленького ребенка и не отдавали его до тех пор, пока она не принесла «экологам» деньги. «Казачки», переквалифицировавшиеся в настоящих грабителей, обычно выбирают на дороге машину-жертву, на двух легковушках увязываются за ней, маневрируют, пока водитель не совершит какое-либо нарушение. Далее прижимают его к обочине и останавливают. Горе-шоферу, если он окажется простачком, борцы за безопасные дороги демонстрируют какие-то удостоверения, представляясь сотрудниками милиции, и продолжают процесс «раскрутки» легковерного на деньги.
— Неизвестно, на основании каких нормативных актов подчиненные г-на Б. из «Экологической безопасности», который к тому же еще и является предпринимателем, предоставляют услуги по экологическому тестированию транспортных средств, — продолжает подполковник Сирый. — Ведь существование формирований по охране правопорядка должно согласовываться с органами внутренних дел, в частности ГАИ, когда речь идет о дорожном движении, однако никаких таких согласований в нашей службе упомянутая организация не получала. Любопытно, что казаки утверждают: они никого принудительно не останавливают, а только «привлекают внимание водителей».
Как только мы начинаем устанавливать факты незаконной деятельности «казачков», их патроны берутся за перо и забрасывают высокие кабинеты жалобами — таких посланий немало в секретариате президента, на руках у многих нардепов и в Кабмине: мол, в Украине душат общественные организации. Порой можно наблюдать смешную до слез ситуацию: когда к экопосту подъезжает патруль, «казачки» сразу садятся в свои машины и занимают выжидательную позицию, словно забыв об установках и спущенном «батькой» плане. Иногда, когда их информаторы сообщают, что по шоссе едет милиция, они успевают за несколько минут переодеться и принимаются картинно изображать отдыхающих или начинают «мудровать» у открытого капота, менять колесо и т.п.
Есть ли гарантия, что полукриминальные экопосты на дорогах, ощутив давление со стороны правоохранителей и общества, плавно не переместятся в другие природоохранные ниши и не примутся опекать леса, водоемы и месторождения полезных ископаемых от всяких браконьеров и нелегальных разработчиков? Учитывая нынешний опыт и имеющиеся законодательные лазейки, вполне вероятно, что кто-то уже печатает штрафные талоны «за убитого зайца» или «чрезмерную корзину грибов» и намерен таким образом помочь государству одолеть браконьерскую братию.
Задача, на первый взгляд, благородная (как и в ситуации с измерителями СО на автомагистралях), однако реальной целью таких своеобразных казацких «куреней» является тривиальная нажива и даже грубый разбой. Естественно, что такие структуры вредят двум очень серьезным делам. Во-первых, они дискриминируют идею участия граждан в деятельности по улучшению экологического состояния окружающей среды и поддержанию цивилизованного природопользования, мешая работать настоящим экоохранным структурам и организациям. Во-вторых, такие вещи дискриминируют и искажают идею возрождения казачества и патриотического воспитания украинцев, которое в этом случае нередко сводится к проборам и не имеет ничего общего с настоящими последователями знаменитых традиций запорожцев. Понятно, что оба этих фактора однозначно отрицательно влияют на имидж Украины и не способствуют росту ее туристической и иной привлекательности.
Наши самые худшие опасения, к сожалению, сбываются, ведь подполковник Олег Сирый указал, что те же самые «казачки» уже проторяют путь в лес и поле. Например, крестьяне рассказывали, что они видели, как «экологи» заходили в сельсоветы и там пытались вручать предписания по поводу нарушений окружающей среды и оплаты оформления загадочных «сертификатов».
— Общественные формирования по охране общественного порядка имеют право самостоятельно составлять протоколы за нарушение 37 статей Кодекса об административных правонарушениях, — говорит главный инспектор отдела взаимодействия с общественными формированиями ДОБ МВД подполковник Юрий Лубенский. — К сожалению, есть вероятность, что такими полномочиями могут воспользоваться мошенники, хотя большинство общественных формирований по охране правопорядка и те же казацкие организации (что не является тождественным понятием) работают в правовом поле, помогая милиции. Однако остается открытым вопрос о двойной регистрации — теоретически одна и та же структура (под формально разными названиями) может иметь статус как общественного объединения (например, любителей бабочек), так и формирования по охране общественного порядка.
В соответствии с законом, та казацкая организация, которая намерена помогать правоохранителям наводить порядок на дорогах, должна зарегистрироваться в установленном порядке и четко определить цель своего существования. Конечно, если такие общественные формирования действуют в рамках, делегированных местными властями, но идут на нарушение законодательства (например, распространяют талоны экоконтроля), то власти необходимо адекватно реагировать — то есть отменять их регистрацию. Например, в Одесской области Приморский сельсовет выдал общественной организации «Украинское вольное казачество» разрешение поддерживать общественный порядок в селе.
Среди всего прочего им поручили установить шлагбаум и взимать с желающих въехать в село плату. «Дружинники» работали до тех пор, пока мобильная группа, проверявшая деятельность таких структур, не установила, что они фактически переняли опыт своих днепропетровских коллег и зарабатывали «экологическим жезлом». Сельская власть поступила очень мудро — она просто отменила это разрешение, но «подводка» сюжета не стала менее интересной, ведь в конце концов в действиях «экологов» криминала не нашли — последние работали в рамках полномочий, предоставленных (и уже аннулированных) сельсоветом!
Мой собеседник отмечает: существует единый установленный образец удостоверения для членов общественных формирований по охране порядка, утвержденный постановлением Кабмина. И если кого-то в лесу или на пруду будут останавливать «дружинники» с целью некой проверки или контроля, у них нужно непременно интересоваться наличием такого удостоверения. В черте городов общественные помощники милиции имеют право патрулировать только вместе с правоохранителями, а в сельской местности они могут это делать самостоятельно, но по согласованию с органами внутренних дел. А если кто-то нарушает общественный порядок, то пресекать безобразия может кто угодно и без удостоверений — это является конституционной обязанностью каждого гражданина.
В самом конце напомним: если вам нужна помощь или на дороге вы столкнулись с фактами противоправных действий, советуем обращаться по телефону «горячей линии» департамента ГАИ МВД: (044) 272-46-59.
Геннадий КАРПЮК, Зеркало недели
Tweet