При ДТП гаишника не придется ждать, но страховка втрое подорожает
В Украине скоро могут измениться правила оформления ДТП. Это обещает облегчить жизнь водителям и гаишникам, но вот цены на автострахование взлетят в три-четыре раза.
В Украине хотят ввести так называемый «европротокол», благодаря которому функции ГАИ при отсутствии пострадавших и большого материального ущерба при оформлении ДТП будут выполнять аварийные комиссары. То есть участникам ДТП не придется ждать гаишников по пять часов, создавая пробки в больших городах. Это позволит водителям быстро урегулировать вопрос описания ДТП. Правда, работать это будет только в случае, если в происшествии участвовали два авто. Фактически, водители при взаимном согласии заполняют протокол, меняются полисами страхования и разъезжаются. Протоколы передаются страховщикам.
Это нормальная европейская практика, утверждает автор закона, бютовец Юрий Прокопчук. «Естественно, могут появиться автоподставщики, мошенники, возможны случаи страхового мошенничества, этого надо избежать. Но не нужно вносить изменения в законодательство, у нас есть статья Криминального кодекса про мошенничество, она нормально действует — как для участников ДТП, так и для страховщиков», — рассказал он.
Принятие такого закона поддерживают также гаишники и сами страховщики – ведь он, с одной стороны, упрощает жизнь милиции, а с другой – позволяет страховым компаниям заработать больше денег. Так, заместитель начальника департамента ГАИ МВС Украины Сергей Будник рассказал, что из 90 тысяч ДТП в этом году с потерпевшими зафиксирована только 31 тысяча, то есть 16%. «Граждане должны вызывать ГАИ, а в Киеве в день происходит от 80 до 300 ДТП, и только 15 из них – с потерпевшими. Приходится долго ждать, центр города просто стоит», — пояснил он. «Мы поддерживаем этот закон, но нужно усовершенствовать службу безопасности страховых компаний. Есть возможность мошеннических действий, но мы еще поработаем с представителями комитета. Кроме того, есть криминальная ответственность за мошенничество», — подчеркнул Будник.
Страховые компании тоже высказываются «за», но у них есть несколько предостережений – во-первых, цены вырастут на страховку, и все должны это понимать, во-вторых, все не так просто – украинцы не сразу разберутся с законом, и гаишникам все равно придется выезжать на ДТП. В этом году зафиксирован гораздо больший процент выданных страховых полисов на авто, чем в прошлом, отметил генеральный директор Моторнотранспортного страхового бюро Владимир Романишин. «Пять миллионов полисов было выдано, это больше, чем в прошлом году», — подчеркнул он, добавив, что сумма выплаченных страховок составляет 20%, 1 миллиард 300 миллионов гривен выдано по страховке.
Романишин отметил, что участники ДТП ждут гаишника по пять часов, кроме того, у них забирают водительские права, штрафуют – в европейских странах такого нет. То есть пострадавший в ДТП вообще не должен ничего отдавать, и уж тем более — быть оштрафованным. «Предлагается использовать европейский опыт, называйте как угодно – «европротокол» или полюбовная констатация ДТП», — добавил он. Проблемы в Украине есть и с тем, что у нас три вида страховых договоров – один привязан к владельцу авто, другой – к любому, кто имеет доверенность на авто, третий – вообще к авто, и в договоре вписаны просто водители. Этот вопрос нужно урегулировать, уверен Романишин – решить, к чему привязаны страховки – к человеку или автомобилю.
Сложно сейчас и пострадавшему в ДТП добиться компенсации – чтобы подать заявление страховщику, нужно обратиться в ГАИ за справкой по обстоятельствам ДТП, предоставить медсправку о телесных повреждениях и прочее. «От виновника должна поступать информация страховщику, страховщик должен включиться в процесс и дальше получать информацию в соответствующих инстанциях», — пояснил Романишин.
Вице-президент страховой компании «АСКА» Елена Машаро предупредила, что цены на страхование будут приводить в соответствие с европейскими. «Это не должно никого пугать. Мы тоже хотим, чтобы было как в Европе – нужно введение единого вида полиса, нужно добиться действенного контроля на дорогах. Эффективного полного контроля нет. Не заработает «европротокол», потому что не у всех есть полисы, это надо решать как можно быстрее», — заявила она. Также проблемой страховщики считают то, люди могут обмануть страховщика ситуационно – то есть, имея проблемы со здоровьем, просто «развести» компанию на деньги. «Нужно формировать атмосферу, препятствовать ситуационному обману», — говорит Машаро.
«Подобные меры будут влечь за собой увеличение цен на страхование. Люди будут чаще обращаться в страховые компании», — добавила она. Вообще, по мнению Машаро, нужно прямое урегулирование при ДТП – когда каждый участник обращается только к своему страховщику, но это произойдет не сейчас.
С ней согласен и представитель страховой компании «АКСА» Максим Межибицкий. «Цена страхования вырастет в 3-4 раза. Если государство не отрегулирует цену, страховые компании будут подвержены риску банкротства. Нужно или отрегулировать, или вводить свободное ценообразование», — подчеркнул он. Кроме того, говорит страховщик, изменения к лучшему произойдут не сразу – люди будут все равно вызывать ГАИ, так как не каждый поймет, что делать – на обучение людей уйдут годы.
Эту мысль подтвердил и гендиректор «Транспорт Ассистанс» Антон Булыгин. По его словам, в его компании уже давно работают так называемые аварийные комиссары. «Я каждый день вижу ДТП, люди попадаются разные – и колхозники, и люди с двумя высшими, но в состоянии стресса без помощи человек едва ли сможет заполнить протокол», — отметил он и добавил, что в законопроекте Прокопчука не сказано, что будет, если протокол заполнен с ошибками. Он резюмировал, что это всего лишь технические моменты, но их надо доработать.
Представитель же Рады автомобилистов при Кабмине рассказал нам, что водители с марта-апреля ждут обсуждения закона. «Мы очень долго ждали рассмотрения. Мы считаем, что нельзя у нас права отбирать при ДТП, время наше тратить. Мы поддерживаем законопроект, ждем, когда он будет принят», — сказал он.
Таким образом, упрощенная система оформления мелких ДТП позволит ГАИ сэкономить, страховщикам – заработать, а водителям – остаться с правами и перепоручить разбирательство страховой компании. Но и стоить это будет денег – кошельки автолюбителей похудеют – ведь «автогражданка» подорожает.
Александра Захарова, UBR
Tweet