Олигархические войны в Росии. Выливать ушаты компромата и зажигать звёзды — не одно и то же
Редко какое важное начинание в России сегодня обходится без небольшой победоносной PR-войны. Мочат друг друга все: окладистые церковники разных конфессий, утончённые деятели отечественной культуры, неподкупные экологи из конкурирующих организаций и даже величавые медицинские светила. Что уж там говорить про бизнес и политику!
Информационные войны, таким образом, были и остаются своеобразным барометром насыщенности жизни в каждой отдельно взятой сфере человеческой деятельности. И вот уже две недели как этот барометр свидетельствует о чрезвычайном оживлении в районе Норильска. А точнее — вокруг ГМК «Норильский никель» и лично Владимира Потанина.
Я ни разу не участвовал в составлении списка Forbes и не очень разбираюсь в личных достоинствах наших олигархов, но, по моим скромным подсчётам, за последние две недели «Норникель» и господина Потанина обвинили во всех тяжких не менее чем в 80 интернет-публикациях, а уважаемое издание «Твой день» за 7 дней посвятило им аж 5 отдельных статей плюс дайджест в еженедельнике «Жизнь».
По-нашему это называется «Потанина мочат». Именно «мочат», потому что многие публикации даже не пытаются выглядеть правдивыми, зато изобилуют леденящими кровь подробностями и выводами.
Например, любимый журнал всех корпоративных пиарщиков «Компания» безо всякого информационного повода посвятил тёмному прошлому и мрачному настоящему Потанину сразу 6 полос и обложку. Интернет-газета Moscow Post, сама же выдумав историю о покупке Потаниным немецких верфей Wadan Yards, сама же и ужаснулась этому: «Если версия о покупке Wadan Yards Потаниным окажется верна, то получится не самая приятная картина. Неужели, Потанин, одной рукой помогая «Олимпстрою», другой рукой «заочно вредит» Владимиру Путину?»
Оставим без комментариев высокий штиль повествования («другой рукой заочно вредит») — отметим лишь, что имена Путина и Медведева во всей этой джинсовой войне упоминаются регулярно. В том смысле, что ну очень им вредит господин Потанин. Например, плохо строит Сочи, как это следует из публикации интернет-издания The Morning News: «Уже ни для кого не секрет, что проект «Сочи-2014», может стать провальным для России <…>
Так непонятна судьба курорта «Роза Хутор» возводимая компанией «Интеррос» Владимира Потанина». Любопытно, что владелец обоих упомянутых ресурсов г-н Козлов был неоднократно замечен в Красной поляне на той же «Розе Хутор», где, по свидетельству коллег по цеху, щедро ел-пил за счёт принимающей стороны, не испытывая сомнений, как это следует из тогдашних публикаций, в «понятности» судьбы этого олимпийского объекта.
А вот «Новая газета», напротив, в своей первополосной статье обвинила Потанина в том, что Сочинские объекты он строит слишком хорошо. Ага, догадывается газета, значит, метит на место главы «Олимпстроя». Для чего потребовалось публиковать столь очевидную чушь (ведь эту «новость» сразу опровергли ну просто все), стало ясно днём позже, когда довольно широко известный в Сети своими разнообразными талантами и склонностью к сектантству г-н Рудомаха, ныне именующий себя просто экологом, выступил с доносом заявлениями в адрес, разумеется, Дмитрия Медведева о недопустимости назначения на должность главы Олимпстроя такого нехорошего человека.
Вот это всё и называется у нас «мочить». Бывали, правда, неувязки. Например, ни одно уважающее себя печатное издание в этой кампании участие не приняло. Не обошлось и без курьёзов: так, обличительная антипотанинская статья г-на Радзиховского в газете «Известия» почему-то была «перепечатана» regions.ru со ссылкой на газету раньше, чем та вышла печать.
Но с кем не бывает!
Впрочем, интерес в данном случае представляют даже не перипетии войны. И даже не тот очевидный факт, что вместо многополосных платных репортажей о загибающихся в нужде шахтёрах было бы более уместно попросту отдать им эти десятки тысяч долларов. Интересно другое: а зачем, собственно, весь сыр-бор?
Выливать ушаты компромата и зажигать звёзды — не совсем одно и то же. Но и в том, и в другом случае верно то, что раз это происходит, значит, кому-то это очень нужно. Но вот именно в этом плане кампания вокруг «Норильского никеля» представляется загадочной. Считается, что потоки грязи и громкие обвинения, в просторечье называемые «пиаром», призваны вколотить в головы аудитории некие messages, тем самым усилив позицию одной из противоборствующих сторон.
Однако никакого тезиса нет и в помине. Никто в этой странной войне ничего не предлагает. Да и самого агрессора никак не разглядеть. На первый и самый распространённый взгляд, кампания против «Норникеля» и господина Потанина очень выгодна другому акционеру комбината — Олегу Дерипаске, ровно неделю назад проигравшему битву за дивиденды «Норникеля».
Говорят, глава Русала требовал потратить на выплаты акционерам всего-то 115% прибыли, и очень удивился, когда менеджмент «Никеля» и Потанин отказались. Как тут не осерчать на коллегу! К тому же, г-н Дерипаска уже заявил о своём намерении возглавить «Норникель» и как следует «встряхнуть» его, так что дискредитация предыдущей команды и с этой позиции выглядит вполне логично.
Однако есть у этой версии и слабые стороны. Прежде всего, поливая соседа помоями, трудно рассчитывать на понимание. А вот на взаимность — легко. Истинных, а не выдуманных проблем у Олега Дерипаски нынче куда больше, чем у Потанина. Котировки Русала продолжают стремительно падать, в то время как финансовое положение компании становится всё более шатким. Инвесторы по обе стороны Евразии нервничают из-за повышенного внимания антимонопольного ведомства к энерготарифам Русала. На Байкале у Дерипаски затяжная битва с населением, общественным мнением и уже настоящими, а не мнимыми экологами.
А в Европе — пренеприятное расследование знаменитого испанского судьи Бальтазара Гарсона о связях Дерипаски с мафией и английскими пэрами .
Да и сочинскую тему главе Русала поднимать совсем не с руки: как бы не тревожился Moscow Post за судьбу «Розы Хутор», у проектов Олега Дерипаски в Сочи перспективы куда сомнительнее: порт смыло набежавшей волной, аэропорт до сих пор работает в режиме «потёмкинской деревни», а о возводимом олигархом гостиничном комплексе вообще ничего не слышно. В чистом остатке получаем: война компроматов для Дерипаски совершенно не выгодна.
Но тогда quid prodest?
Быть может, в схватке двух крупных акционеров заинтересован глава «Металлоинвеста» Алишер Усманов, чей размер пакета в «Норникеле» сегодня так мал, что почти никому не виден? Знающие люди говорят, что у господина Усманова к Потанину и впрямь накопилось немало претензий.
Главная из которых — несбывшаяся мечта об объединении «Норникеля» с «Металлоинвестом». Алишера Бурхановича понять можно: он и вправду очень хотел. Но и позиция Потанина объяснима: если каждому давать, то сами знаете, что бывает с мебелью. В последнее время объединиться с «Норникелем» не мечтает только ленивый, и всё это сильно напоминает постперестроечный анекдот на тему «Объявим войну Америке и сразу сдадимся в плен».
Так что теоретически мотив у Алишера Усманова есть. Но смысла нет совсем. Вычёркиваем.
Остаётся Михаил Прохоров, собаку съевший на публичных скандалах со своим бывшим партнёром. Если не обращать внимания на полнейшую бессмысленность такого шага, Прохоров более остальных подходит на роль организатора кампании против своего прежнего места работы и соратника по бизнесу. Во-первых, говоря словами героя фильма «Мимино», г-н Прохоров мог бы под присягой совершенно честно сказать: «такую, знаешь, сильную личную неприязнь испытываю к потерпевшему…».
Во-вторых, денег у г-на Прохорова, как известно, больше всех в стране, и щедрость в тратах (а ежедневные статьи в газете «Твой день» ой не дешёвое удовольствие!) тоже вполне в его стиле. Но есть одна загвоздка. Мечта российских блондинок — человек далеко не глупый, к тому же, как известно, «сноб». И такие дешёвые пиар-трюки, как те, что применяются против «Норникеля» и Потанина, попросту оскорбили бы его утончённый вкус.
Кто же остаётся? Неужели та самая загадочная «третья сила», на которую намекают сведущие в таких вопросах люди, многозначительно закатывая глаза? Тут позвольте остановиться. В противном случае мне пришлось бы публично усомниться в могуществе «силы», выбирающей для своих атак издания типа «Moscow Post» и «Новая газета». Но кто же тогда?
В этом месте Сергей Доренко обычно задаёт своё знаменитое: «И-и-и-и?»
А мы промолчим. Так как в случае, когда отпадают все рациональные варианты, остаётся один — личностный. Портос, как известно, дрался просто потому, что дрался. Но то европеец, дворянин (пусть и измельчавший). Романтик, словом. Мне представляется нечто совершенно иное. Что-то очень закомплексованное, тёмное и постыдное, заставляющее напомаженного человека в дорогущем бронированном лимузине забыть с трудом выученные слова «IPO» и «устойчивое развитие» и проявить себя во всей первозданной красе. Но в таком случае это уже диагноз. Психопат, как известно, воют со всем миром — а значит, в первую очередь с самим собой. И с этой точки зрения мне совершенно не интересно, кто именно заказал «Норникель».
Tweet