Главарей крымской мафии ликвидировала братва в погонах?

До сих пор многие громкие убийства лидеров крымских ОПГ числятся нераскрытыми. Несмотря на то, что некоторые убийцы вроде как найдены и посажены за решетку, не факт, что они не отсиживают срок за других — настоящих киллеров и заказчиков. С каждым годом множатся версии этих преступлений. Последняя — что убийства криминальных авторитетов были делом рук… правоохранителей. 

Автор: ЮЛИЯ ИСРАФИЛОВА, 1K

Самый большой авторитет

Самым авторитетным воином в истории крымского бандитизма по сей день считается Александр Ткачев, по кличке Сахан. Быть может, потому что он был первым, кто подвинул «катал» и «колпачников» Хавича и Гуню и наладил работу настоящей мафии, которая вымогала, воевала и убивала. А быть может, авторитет Сахана заключался в его личностных качествах — умный, дерзкий, самоуверенный, расчетливый, справедливый… Он просто был авторитетом для всех и вся — и в зоне, и в жизни. «1К» уже не раз писала о Ткачеве, о том, с чего он начинал и чем закончил.

Сначала Сахан вместе с Олегом Дзюбой и Шпаном (Евгений Белянский) работали у Гужева, а потом ушли на вольные хлеба. Вскоре Ткачев организовал банду, в которую вошли Виктор Башмаков и его братья, Олег Дзюба и многие другие. В «колпачки» больше не играли, занялись делами посерьезнее: бандитский капитал целенаправленно вкладывали в легальный и нелегальный бизнес, а предпринимателей всех мастей с каждым днем обкладывали все большей данью.

Параллельно к началу 90-х в Симферополе появилась другая ОПГ — «Сейлем». Поначалу, занятые своими делами, две семьи не вступали в противоречия. А вот через некоторое время взоры этих двух ОПГ одновременно обратились к крымскому Южнобережью. И тогда о былом мире было забыто: дружба дружбой, а денежки врозь. Между двумя ОПГ разгорелась кровопролитная война. Рассказывать о ней не будем, потому что об этом была написана не одна статья. Упустим и все кровавые события и перейдем к смерти Александра Ткачева.

Правоохранители некоторое время тщетно пытались повлиять на исход бандитской войны. Братва убивала друг друга чуть ли не каждый день, а милиционеры успевали приезжать уже «на трупы». Главным на тот момент было обезвредить лидеров группировок, среди них самым опасным являлся Сахан. В итоге его задержали в Сочи. Попав в руки правоохранителей, Ткачев начал убедительно изображать из себя психа. В этом образе он провел почти два года в различных лечебницах. Последним его приютом стала известная симферопольцам психбольница на ул. Розы Люксембург. Там его и убили.

Как известно, первая попытка убить Сахана не увенчалась успехом. В три часа ночи двое неизвестных через окно обстреляли палату, в которой он лежал. Получив «черную метку», бандит стал осторожным и окружил себя охраной. Но 22 ноября 1993 года смерть все-таки настигла авторитета. В тот день к Сахану пришла родственница, бандит, не ожидая подвоха, вышел ее проводить и получил пулю.

До нынешнего дня существовали две версии убийства Сахана. Согласно первой из них, самой простой и логичной, Ткачева убили «сейлемовцы», на лидеров которого тот нагнал такого страха, что те каждый день боялись не дожить до завтра, пока Сахан ходит по земле. По другой версии, убийство Ткачева организовал Олег Дзюба, который попросту захотел убрать сильного конкурента и занять его место.

Но есть и третья версия убийства Александра Ткачева: не исключено, что Сахана убрали по приказу спецслужб. Стражам порядка нужно было контролировать ситуацию на полуострове. Когда она вышла из-под контроля, правоохранители начали действовать и, возможно, устранили авторитета, который провозгласил себя хозяином Крыма и повел за собой полки буквально загипнотизированных им бойцов.

Такого в живых оставлять было нельзя. Сахан был опасен даже в тюремных застенках, где ходил в не меньшем авторитете, чем на воле. Этот сильный духом человек мог подорвать любую систему и подмять ее под себя. Поэтому вполне возможно, что именно «братва в погонах» и устранила Сахана. Конечно же, не без согласия своих. Ну посудите сами: на закрытую охраняемую территорию психбольницы, где содержится особо опасный преступник, свободно проникает киллер, не прячется, стреляет в Сахана, а потом не спешит скрыться с места преступления. Во время всего этого охрана Ткачева практически не реагирует на происходящее: профессиональные бойцы растерялись и испугались, как красны девицы?

Осведомленные люди говорят, что Сахан сам подписал себе смертный приговор, после того как наведался к одному высокопоставленному в то время милиционеру. Последний направо и налево кричал, что посадит Ткачева, что у него «все на Сахана собрано». Информация об этом в итоге дошла до авторитета, и последний со свойственной ему дерзостью и бесстрашием заявился к правоохранителю домой с автоматом под черным плащем.

Мент с бандитом проговорили всю ночь. О чем — только этим двоим и известно. Подружились, о чем-то договорились или кто-то кого-то завербовал — одному Богу известно. Сам Сахан, как мудрый стратег, посчитал, что с ментами надо на определенном уровне дружить, чтобы без труда решать некоторые проблемы. Что интересно, проговорив всю ночь с высокопоставленным работником милиции, Сахан остался доволен разговором и потом сказал своим пацанам, мол, «милый человек». После этого к правоохранителю прилипла кличка — Милый.

Эта первая договоренность о сотрудничестве между двумя, казалось бы, несовместимыми структурами — бандитами и правоохранителями — и стала началом большого конца не только для Сахана, но и для всех «башмаков».

«Я тряхнул гривой…»

Есть некоторые основания предполагать, что и преемник Александра Ткачева — Виктор Башмаков был ликвидирован спецслужбами и не без согласия других «башмаков» (кстати, дальнейшая трансформация семьи «башмаков» тоже проходила с одобрения семьи). Напомним историю этого расстрела.

Как уже писала «1К», 21 июля 1994 года Виктор Башмаков на автомобиле «Альфа-Ромео» уезжал от матери, проживавшей в селе Укромном. За ним в другой машине следовала охрана. На повороте при выезде на трассу Симферополь — Евпатория, возле АЗС, вдруг появился мотоцикл «Ява» и очень быстро поравнялся с «Альфа-Ромео». Человек, сидевший за водителем мотоцикла, достал автомат и в упор расстрелял сидящего за рулем главаря ОПГ «Башмаки». Оружие мотоциклист скинул там же, а «Ява» была найдена сожженной у села Дубки, где убийцы, по одной из версий, пересели в ожидавшую их машину, по другой — в вертолет. Виктор Башмаков, получив смертельные раны в грудь и живот, скончался по дороге в аэропорт, где располагался ближайший медицинский пункт.

Что происходит дальше? Одним из возможных заказчиков убийства Башмакова братва посчитала Поданева и расстреляла его и еще десяток братков в грэсовском баре «Калинка» на девятинах Виктора Башмакова. Следующим в списке возможных заказчиков стоял еще один бывший сахановский воин, перешедший на вольные хлеба, — Олег Дзюба. В принципе, уже неважно, по какой причине Дзюба решил расправиться с Башмаком, важно, что до сих пор считается, что именно он был заказчиком этого убийства. Говорят, Дзюба по-настоящему праздновал смерть конкурента. Тогда он считал себя единственным полноправным хозяином полуострова, однако его постигла та же участь, что и Сахана с Башмаком, — братва отомстила за своего лидера, жестоко расправившись со всей семьей Дзюбы.

Странно во всех этих убийствах выглядят бандиты. Неужели Поданев, решив убить Башмака, не понимал, что это будет стоить ему жизни? А Дзюба? Неужели он готов был пожертвовать жизнью жены, детей и собственной ради того, чтобы быть первым? Ведь осознавая весь риск, он некоторое время даже скрывался за границей.

Тем более если знать, что за неделю до убийства Виктора Башмакова, по словам источника, пожелавшего остаться неизвестным, правоохранители (!) усиленно распространяли информацию о том, что несколько дзюбинских пацанов с мотоциклами репетируют какую-то операцию в Пионерском: что-то там расстреливают, разъезжая на мотоциклах. Пацанов этих (не всех, правда) в итоге арестовали, двое из них умерли во время расследования в камере (!), а один остался жив. Он якобы во всем сознался, то есть рассказал, что надо, и теперь сидит за уб

ийство Башмака. Ну, положим, под милицейским давлением сознаться можно и в распятии Христа, тем более что киллер остался один, без своих товарищей, которые могли бы что-то подтвердить, а что-то и опровергнуть. И еще: если покопаться во всем дотошнее, тщательнее, арестованные «киллеры» были вовсе не дзюбинскими, а числились работниками предприятия, директором которого был бывший работник СБУ…

Как уже писала «1К», есть версия, что Виктор Башмаков фигурировал в расстрельном списке тогдашнего президента Крыма Юрия Мешкова. Дескать, последний, дабы побороть преступность в Крыму, составил так называемый черный список — попавших в него должны были отстреливать, как дичь во время охоты. А вошли в этот список криминальные лидеры известных в Крыму ОПГ. И понятное дело, что под номером один в расстрельном списке стояла фамилия Башмакова.

Наверное, мы так никогда и не узнаем, кто на самом деле заказал Виктора Башмакова — «Сейлем», Дзюба, спецслужбы или Мешков, но то, что «башмаковского пахана» нужно было срочно убирать, — факт. ОПГ «Башмаки» на тот момент была настолько мощной (и в экономическом, и политическом плане), что создавала конкуренцию не только противоборствующим группировкам.

В приватной беседе один из друзей Виктора Башмакова рассказал нашей газете о своей встрече с авторитетом за десять дней до его убийства. «Башмак остановился в центре возле меня, предложил подвезти. По дороге разговорились. Витя говорит мне, мол, слышал новый анекдот? В то время это был самый модный анекдот. Дескать, пришел старик в очередной раз к золотой рыбке и плачет: совсем озверела моя старуха, хочет братву полуострова возглавлять.

А рыбка в шоке отвечает: «Ты че, старик! Я сама под «башмаками» хожу». Приятели тогда посмеялись над анекдотом, но оба задумались. «Звучит круто, — сказал Башмаку наш рассказчик. — Но ведь этого кто-то не потерпит, и развязка будет плохая». И тогда Виктор Башмаков ответил: «Я все понимаю. Выход один. Я тряхнул гривой» («тряхнул гривой» — в смысле «я согласен»). То есть Башмаков тогда предчувствовал свою смерть. Так подняться в рамках Крыма, всей страны и даже зарубежья было непозволительно, непростительно и опасно.

И самой подозрительной кажется гибель Олега Дзюбы. Авторитета после убийства его жены милиция задержала, опасаясь, что он сразу начнет мстить. А к вечеру почему-то отпустила. И через несколько часов Алик, после того как, вооруженный до зубов, поездил по городу в поисках убийц, вдруг взорвался в собственном гараже.

Так что судите сами, имеет ли право на существование версия о том, что главарей мафии ликвидировали правоохранители. Наверное, да, так как вопрос: «кому это выгодно?» — легко находит ответ: государство избавлялось от сильных и умных криминальных авторитетов, чтобы подорвать мафию в целом.

Мораль: у древних норвежцев есть короткие стихотворения, которые называются «груки». Вот одно из них: «Одна из важнейших житейских дилемм — казаться умнее, чем ты кажешься всем. Есть способ иной, преимуществ не счесть, — казаться гораздо глупей, чем ты есть». В общем, надо было авторитетам косить под дураков, а не кичиться своей непобедимостью и безнаказанностью. Глядишь, сидели бы сейчас в депутатских креслах — живые, здоровые, богатые.

Впрочем, это только одна из версий.

You may also like...