В российских СМИ появилась информация о том, что Беларусь и Россия планируют создать единый Налоговый и Гражданский кодексы, а также сформировать единые соцгарантии и объединить банковский надзор.
В начале сентября премьер-министры России и Беларуси Дмитрий Медведев и Сергей Румас согласовали проект программы действий двух стран по реализации положений договора о создании Союзного государства, согласно которому страны намерены объединить экономики, включая внешнеторговый режим.
«Речь идет… о едином регуляторе рынков нефти, газа и электроэнергии, и гармонизированном госрегулировании отраслей. Такая степень интеграции – выше, чем в ЕС, фактически на уровне экономик речь идет о создании с 2022 года конфедеративного государства», – говорится в сообщении.
Директор минского Центра стратегических и внешнеполитических исследований, политолог Арсений Сивицкий отмечает, что экономическая интеграция – это первый этап более глубокой интеграции, в том числе в военной сфере.
«Для российских военных Беларусь – это буфер между Россией и Западом, ближайший путь на Калининград, операционное пространство для развертывания двух армий – первой танковой и двадцатой общевойсковой. С учетом того, что российские элиты считают, что мир входит в состояние усиливающейся геополитической конкуренции, то территория Беларуси рассматривается как объект конкуренции, так же, как и Украина», – предупреждает Сивицкий.
Заместитель директора украинского Института исследования российской агрессии, белорусский оппозиционный активист Игорь Ледник считает, что следующим шагом Москвы станет втягивание Беларуси в войну против Украины в составе «союзного» войска. При этом, по его словам, корни попыток поглощения Беларуси со стороны Кремля лежат в той же области, что и аннексия Крыма, и оккупация части Донбасса, а именно – в нарушении Россией Будапештского меморандума и разрушении привычного миропорядка.
«На самом деле, первое нарушение Будапештского меморандума Россией состоялось еще 22 ноября 1996 года. Тогда, благодаря российскому вмешательству во внутренние дела суверенной Беларуси, было заключено соглашение «Об общественно-политической ситуации и конституционной реформе в Республике Беларусь» между президентом и председателями Верховного Совета и Конституционного Суда Беларуси. Это помогло Александру Лукашенко избежать импичмента за систематическое нарушение Конституции и законов страны и провести 24 ноября референдум по изменению конституционного строя Беларуси», – заявил Игорь Ледник в интервью Крым.Реалии.
Эксперт напоминает, что подписанием Будапештского меморандума 5 декабря 1994 года Великобритания, Россия и США подтвердили Украине и Беларуси свои обязательства в соответствии с принципами ОБСЕ уважать их независимость, суверенитет и существующие границы, а потому именно апелляция к этому меморандуму может стать важнейшим инструментом не только деоккупации Крыма, но и защиты других постсоветских государств от российской агрессии.
«Проблема в том, что Украина сама не настаивала на соблюдении гарантий, полученных в Будапеште, и пошла на заключение Минских соглашений с агрессором. Это привело к тому, что России удалось навязать политику их «безальтернативности», несмотря на их невыполнение ею же самой. Однако они не могут решить проблему деоккупации Крыма, поскольку аннексия полуострова, явившаяся вопиющим нарушением системы международного права, в принципе выведена за рамки Нормандского формата и Минских соглашений. Получается, что, заключив подобные соглашения, Украина сама вывела себя из-под действия международного права», – рассуждает белорусский оппозиционер.
По словам Игоря Ледника, эту проблему понимают и в Европе. В частности, при обсуждении в Брюсселе предложения о присоединении Украины в дополнение к Будапештскому меморандуму к программе eUnion – Европейской декларации по электронному правительству (Мальмская декларация), чиновники Еврокомиссии согласились с тем, что без решения проблемы «замороженных конфликтов» в оккупированных регионах Молдовы, Грузии и Украины, равно как и без решения проблемы аннексированного Крыма, невозможно создание общего цифрового рынка Евросоюза со странами-партнерами. Тем не менее, это предложение вошло в утвержденную 11 июня 2015 года совместную Декларацию по цифровой экономике стран ЕС и Восточного партнерства.
«Проблема «безальтернативности» Минских соглашений не позволяет подойти к решению проблемы комплексно. «Минск» – это некие кулуарные переговоры по Украине, тогда как мы должны ставить на первое место разрушенную Москвой систему евроатлантической безопасности. Ее восстановление возможно только через возобновление в отношении Украины действия принципов ОБСЕ, которые лежат в основе гарантий ее безопасности по Будапештскому меморандуму. Это коснется и Беларуси – при таком подходе «союз» со страной-агрессором Россией и с украинским Крымом в ее составе будет исключен», – считает Игорь Ледник.
По мнению замдиректора Института исследования российской агрессии, апелляция к Будапештскому меморандуму со сменой переговорного формата необходима также для реализации «дорожной карты» (eUkraine + eUnion) при поддержке стран-гарантов США и Великобритании.
«Минские соглашения могут существовать только в части прекращения огня, обмена пленными, установления линии разграничения, и ни в коем случае не должны навязывать Украине изменения в Конституцию, «особые статусы» оккупированных территорий и их интеграция в существующем виде в ее состав. Восстановление суверенитета Украины должно проходить только в рамках гарантий, предоставленных ей по Будапештскому меморандуму», – уверен он.
По словам Игоря Ледника, в случае реализации такой стратегии санкционная политика Запада будет принципиально иной, с учетом российского воздействия на весь регион ОБСЕ.
«На данный момент основные санкции привязаны к Донбассу, а не к Крыму. Если же мы поставим во главу угла необходимость восстановления всей системы европейской безопасности, вопрос деоккупации Крыма станет важнейшим, а Западу в таком случае придется ввести санкции за вмешательство России в дела всех постсоветских стран, включая не только Украину, но и Грузию, и Молдову. Отсюда вытекает и непризнание «союзного государства» России и Беларуси в качестве субъекта международного права. Желательно, чтобы были введены секторальные санкции. Если бы мы четко обозначили Россию, как нарушителя принципов международного права и международных договоров, уже не могло бы идти речи о строительстве «Северного потока-2» и возвращении России в ПАСЕ или G8», – уверен Ледник.
Важной мерой ослабления влияния России в регионе белорусский эксперт называет присоединение Украины, Беларуси и стран-партнеров к Единому цифровому рынку Евросоюза. По его словам, это запустит проведение этими странами институциональных реформ, что повысит прозрачность их экономик и уменьшит коррупционное российское влияние.
«В целях восстановления своего суверенитета над Крымом Украине следует возбуждать уголовные дела по каждому факту привлечения к ответственности заведомо невиновных людей и вынесения заведомо неправосудных приговоров в связи с репрессиями в Крыму. Фигуранты этих дел – прокуроры, следователи, судьи и лжесвидетели – должны попадать в санкционные списки всех стран ОБСЕ», – говорит Игорь Ледник.
По его словам, тема восстановления коллективной безопасности на принципах ОБСЕ по Будапештскому меморандуму в данный момент обсуждается в ходе пересмотра принципов Восточного партнерства в Польше и Швеции – странах-инициаторах программы.
«В этом также заинтересованы и страны Балтии, ведь игнорирование ядерными державами США и Великобританией своих обязательств перед Украиной и Беларусью по гарантиям их безопасности не гарантирует выполнение обязательств и по пятой статье договора о НАТО в случае вооруженной агрессии со стороны России».
По словам Игоря Ледника, Институт исследования российской агрессии направил обращение в Верховную Раду по проведению парламентских слушаний «О восстановлении в отношении Украины действия принципов ОБСЕ – гарантий безопасности Украины по Будапештскому меморандуму». Такие же слушания инициируются и в парламентах Польши, Швеции и стран Балтии, в некоторых из них к ним уже началась подготовка. Кампания по проведению парламентских слушаний приурочена к 25-летию подписания исторического документа, по которому Украина, Беларусь и Казахстан отказались от ядерного оружия в обмен на гарантии их безопасности на принципах ОБСЕ.
Аннексия Крыма Россией
В феврале 2014 года в Крыму появлялись вооруженные люди в форме без опознавательных знаков, которые захватили здание Верховной Рады АРК, Совета министров АРК, а также симферопольский аэропорт, Керченскую паромную переправу, другие стратегические объекты, а также блокировали действия украинских войск. Российские власти поначалу отказывались признавать, что эти вооруженные люди являются военнослужащими российской армии. Позднее президент России Владимир Путин признал, что это были российские военные.
16 марта 2014 года на территории Крыма и Севастополя прошел непризнанный большинством стран мира «референдум» о статусе полуострова, по результатам которого Россия включила Крым в свой состав. Ни Украина, ни Европейский союз, ни США не признали результаты голосования на «референдуме». Президент России Владимир Путин 18 марта объявил о «присоединении» Крыма к России.
Международные организации признали оккупацию и аннексию Крыма незаконными и осудили действия России. Страны Запада ввели экономические санкции. Россия отрицает аннексию полуострова и называет это «восстановлением исторической справедливости». Верховная Рада Украины официально объявила датой начала временной оккупации Крыма и Севастополя Россией 20 февраля 2014 года.