Site icon УКРАЇНА КРИМІНАЛЬНА

Казус “белорусских миротворцев” на Донбассе

Президент Белоруссии Александр Лукашенко недавно предложил ввести в Донбасс  контингент белорусских миротворцев, если это поможет урегулированию конфликта. Он заявил, что миротворцы смогут закрыть неподконтрольный Украине участок российско-украинской границы: «Если вы хотите, чтобы мы закрыли границу в 400 километров между Украиной и Россией, которая сейчас не контролируется властями Украины, мы закроем эту границу».

Разумеется, это станет возможным только тогда, когда этот план будет одобрен обеими сторонами конфликта — Украиной и сепаратистами. Под последними, на самом деле, подразумевается Россия, поскольку лидеры так называемых «ДНР» и «ЛНР» делают заявления только по команде из Кремля. А там уже порекомендовали Лукашенко обсуждать подобные вопросы непосредственно с представителями «Донецкой и Луганской Народных Республик», а не с Россией, которая, мол, не является стороной конфликта.

А еще пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков напомнил, что в Минских соглашениях не было речи о введении на неподконтрольные Киеву территории миротворцев. И марионеточный глава «ДНР» Денис Пушилин предложение Лукашенко уже отверг, издевательски заявив: «Предложение белорусского руководства о введении на наши границы их контингента мы с благодарностью отклоняем».

Но, быть может, просто написанный в Кремле сценарий как раз и предусматривает, что, в случае принятия предложения Лукашенко Киевом, Москва должна будет разыграть нехитрую комедию о том, как она уламывает своих марионеток допустить на границы “ДНР” и “ЛНР” белорусских миротворцев.

Конечно же, если последует соответствующая команда  из Москвы, руководство марионеточных республик встретит инициативу Лукашенко с распростертыми объятьями. И, несмотря на деланно равнодушную реакцию Москвы, создается впечатление, что, выступая с инициативой о белорусских миротворцах, Лукашенко либо предварительно проконсультировался на эту тему с Путиным, либо изначально рассчитывал, что Россия к данной инициативе отнесется более или менее благосклонно. В самом деле, белорусские миротворцы на границе с оккупированной частью Донбасса Кремль вполне бы устроили.

Россия могла бы заявить партнерам из Евросоюза и США, что это как раз и есть необходимый и разумный компромисс, который мог бы стать важным шагом для урегулирования ситуации в Донбассе. В Минских соглашениях возможное появление миротворческих сил на российско-украинской границе не прописано, а Москва идет на уступку, соглашается на него. Значит, и украинская сторона должна уступить и отказаться от своего требования ввода миротворцев на всю территорию ДНР и ЛНР.

На самом же деле миротворцы из Белоруссии на границе — это почти то же самое, что российские пограничники. Несмотря на все существующие и временами довольно острые разногласия по экономическим, политическим и военным вопросам между Россией и Белоруссией, Минск слишком зависит от Москвы, в том числе в плане поставок энергоносителей, чтобы всерьез препятствовать передвижению потока из вооружений, боевой техники, боеприпасов и «зеленых человечков» из Донбасса в Россию и обратно.

Вполне вероятно, что в конкретных случаях, когда Лукашенко необходимо будет получить от Путина какие-либо уступки в торгово-экономических отношениях двух стран, белорусские миротворцы вдруг обнаружат контрабандно перемещаемую через границу партию оружия или вооруженных людей, заодно продемонстрировав свою «беспристрастность». Но в целом они, конечно, будут закрывать глаза на подобную контрабанду, и снабжение сепаратистов вооружением, тяжелой техникой, боеприпасами и инструкторами и добровольцами из России будет происходить в прежнем объеме.

Вообще, надо признать, что идея ввода на неконтролируемую Украиной часть российско-украинской границы международных миротворцев в современных условиях практически не реализуема, поскольку невозможно себе представить сейчас такой национальный состав миротворцев, который бы устроил обе стороны конфликта. Согласие Украины на ввод белорусских миротворцев было бы всего лишь мягкой формой капитуляции. Или, допустим, Россия согласилась бы на замену белорусских миротворцев таджикскими (эти вообще ничего предосудительного никогда бы не увидели).

Вообще, несложно понять: если Россия не собирается допускать ввода миротворцев на всю оккупированную часть Донбасса и замены местных марионеточных правительств международной администрацией, значит, в Москве по-прежнему будут поддерживать своих марионеток на Донбассе всем необходимым, в том числе оружием и «вежливыми людьми». Следовательно, на границе россияне могут допустить лишь сугубо формальный контроль миротворцев, который на практике ничему не будет препятствовать.

Но все то же самое справедливо и насчет того гипотетического миротворческого контингента, который может быть размещен вдоль нынешней линии фронта. Опять-таки, Кремль согласится только на ввод абсолютно лояльных себе миротворцев из Белоруссии и Таджикистана, либо из Никарагуа и Науру. Такие миротворцы, если и будут фиксировать и предотвращать какие-либо нарушения, то только с украинской стороны, и не станут реальным препятствием для продолжения обстрелов со стороны сепаратистов, пусть и в несколько меньшем, чем прежде, объеме.

Учитывая современную мобильность войск и вооружений, даже занятая миротворцами нейтральная полоса в 50—100 км не сможет  гарантировать полного прекращения обстрелов. Особенно если принять во внимание, что по российской версии, миротворцы должны быть вооружены только легким стрелковым оружием и, согласно своему мандату, не смогут предпринимать действенных мер для подавления нарушителей перемирия.

В лучшем случае они смогут защищать лишь самих себя. А подобрать других миротворцев, в чью нейтральность можно будет поверить, Киеву и международному сообществу не удастся в принципе, поскольку этого не захочет Москва. Поэтому и здесь вывод неутешительный. Разведения сил сторон и соблюдения устойчивого прекращения огня в ближайшее время на Донбассе достичь не удастся. Украинская сторона должна учитывать эти суровые реалии, как бы ни было велико желание нынешнего украинского президента стать «президентом мира».

Автор: Борис СОКОЛОВ, профессор; газета ДЕНЬ

Exit mobile version