Ответственность, без сомнения должны нести непосредственные исполнители, и те, кто отдавал команды таранить судно, и те, кто нажимал на гашетку оружия.
Известный адвокат, эксперт по морскому праву Борис Кузнецов, по просьбе издания The New Times подробно разобрал керченский конфликт, с учетом подробностей, прояснившихся за неделю.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
В советское время Азовское море имело правовой режим внутренних морских вод СССР, а поэтому вопросы судоходства, рыболовства, научная деятельность регулировалась законодательством Советского Союза. Такой же режим имел и Керченский пролив.
Морская граница по Керченскому проливу между союзными республиками не определялась, была административная граница. Иностранным судам запрещалась заниматься любыми видами деятельности без специального разрешения. Исключением являются случаи вынужденного захода судов ввиду стихийного бедствия, а также воды открытых портов.
После образования независимых государств морская граница между Россией и Украиной не была урегулирована, однако президентами Путиным и Януковичем был подписан Договор «О сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива», который вступил в действие 23 апреля 2004 года.
Этот Договор не денонсирован ни одной из Сторон, а следовательно, является действующим. Характерно, впрочем, что на сайте МИД РФ в перечне международных договоров он не значится.
Согласно этого Договора Азовское море и Керченский пролив исторически являются внутренними водами Российской Федерации и Украины (статья 1), а торговые суда и военные корабли, а также другие государственные суда под флагом Российской Федерации или Украины, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пользуются в Азовском море и Керченском проливе свободой судоходства (статья 2).
12 июля 2012 года в Ялте президенты Украины и России подписали совместное заявление о делимитации морской границы между РФ и Украиной.
Материалы о делимитации, включая географические карты недоступны.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Как указано в части 4 Конституции Российской Федерации: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Из этого следует, что договор, подписанный Путиным и Януковичем о свободном проходе через Керченский пролив, имеет приоритетное значение и установление государственной границы законами России, в данном случае, не действует на правила прохода из Черного в Азовское море.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. предусматривает, что на проливы, соединяющие части открытого моря или исключительной экономической зоны и частично или полностью перекрываемые территориальным морем прибрежных государств, распространяется право транзитного прохода, которым пользуются все суда, включая военные корабли, и летательные аппараты (ст. 38 Конвенции). Это так называемое право свободного мореплавания.
Эта норма международного права полностью распространяется на Керченский пролив независимо от наличия территориальных вод и исключительной экономической зоны России.
Существует еще один любопытный документ – это «Обязательные постановления в морском порту Керчь», утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 октября 2015 г. N 313.
Пункт 32 этих «Обязательных постановлений…» устанавливает освобождение от обязательной лоцманской проводки капитаны судов под государственным флагом Российской Федерации длиной менее 145 метров, с осадкой менее 4,5 метра.
ДЕЙСТВИЯ РОССИЙСКИХ ВОЕННЫХ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ ЦЕЛОГО РЯДА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, КОТОРЫЕ КВАЛИФИЦИРУЮТСЯ ПО СТАТЬЯМ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВКЛЮЧАЯ ПОКУШЕНИЕ НА УБИЙСТВО И ВОИНСКОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ – НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ КОРАБЛЕВОЖДЕНИЯ
Подвергшиеся атаке российских военных в Керченском проливе речные бронекатера проекта 58150 «Гюрза» – «Бердянск» и «Никополь» имеют длину 20,7 м, осадкой 1 м., а рейдовый буксир «Яны Капу» длиной 29,3 м., имеет осадку 3,9 м. Однако, поскольку этот корабли Украины, в отношении их правила освобождения от обязательной лоцманской проводки не применяется. Очевидно неравенство при использовании прохода в Азовское море, установленное российским правовым актом. (На него, в частности, ссылался ФСБ в своей версии событий)
Рейдовый буксир «Яны Капу» Фото: bellingcat.com
ЧТО НАРУШЕНО ВО ВРЕМЯ СРАЖЕНИЯ
В международном судоходстве действуют Международные правила предупреждения столкновения судов на море (МППСС-72). Правило 7 гласит: «Каждое судно должно использовать все имеющиеся средства в соответствии с преобладающими обстоятельствами и условиями для определения наличия опасности столкновения. Если имеются сомнения в отношении наличия опасности столкновения, то следует считать, что она существует».
Факт умышленного тарана российским военным кораблем украинского буксира, а также обстрел корабля, который привел к ранению трех военнослужащих и причинение имущественного ущерба другому государству, содержит признаки целого ряда преступлений, которые квалифицируются по статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, включая покушение на убийство и воинское преступление — нарушение правил кораблевождения.
Таран у Керченского моста Скриншот с youtube.com
Ответственность, без сомнения должны нести непосредственные исполнители, и те, кто отдавал команды таранить судно, и те, кто нажимал на гашетку оружия.
В принципах Нюрнбергского процесса, сформулированных Комиссией международного права ООН, указывалось, что «исполнение приказа правительства или начальника не освобождает от ответственности… если фактически был возможен сознательный выбор». Приказ о применении оружия к военнослужащим страны, которая не находится в состоянии войны, не демонстрирует агрессивных намерений, очевидно преступен.
Интерактивная карта, показывающая ключевые позиции и события с 25 ноября. Источник: bellingcat
ВМЕСТО РЕЗЮМЕ
В начале 90-х на вопрос журналиста о перспективах правового государства, я ответил, что нынешнее право в России находится в эмбриональном состоянии и от нас зависит родится ли полноценный, здоровый ребенок. Прошли годы, ребенок родился и подрос, округлились лицо, рельефная мускулатура…, а присмотришься, …ребенок – олигофрен.
* Борис Кузнецов — российский адвокат, защищавший интересы членов 55 семей подводников, погибших на подводной лодке «Курск», автор книги «Она утонула. Правда о «Курске», которую скрыл генпрокурор Устинов». После того как в 2007 году в России против Кузнецова возбудили уголовное дело по обвинению в разглашении государственной тайны, получил политическое убежище в США. В настоящий момент живет в Риге
МОРСКОЙ БОЙ С УТРА ДО НОЧИ
Расследователи из группы Bellingcat изучили все обстоятельства боевых столкновений в районе Керченского пролива 25 ноября, используя видео- и аудиоматериалы, обнародованные обеими сторонами конфликта. Восстановленная исследователями картина отличается от официальных версий обеих сторон.
Первое столкновение
В ФСБ утверждают, что пытались связаться с украинскими судами и потребовать вернуться назад, так как им не разрешено пересечь пролив без российского лоцмана. Украинцы утверждают, что они были незаконно перехвачены и имели право на свободный проход через пролив.
В версии ФСБ об утренних событиях, обнародованной на официальном сайте спецслужбы, нет ни слова о применении силы против украинских кораблей. Однако независимые расследователи считают доказанным тот факт, что украинцы уже тогда были многократно атакованы.
Bellingcat анализирует несколько источников. Один из них — перехват переговоров российских военных, опубликованный Службой безопасности Украины. Из этих записей следует, что, во-первых, российское судно «Дон» дважды протаранило буксир «Яны Капу». Сначала в 07:35 и второй раз в 7:44.
Еще одним свидетельством тарана российским кораблем «Дон» украинского буксира является распространенное видео, снятое с его борта. В видеоролике голос кричит «восемь двадцать один (08:21)» сразу после столкновения. Скорее всего, это время столкновения, и оно сходится с временными рамками, предложенными положением солнца, пишет Bellingcat. На видео также заметны повреждения от двух предыдущих ударов.
Второе столкновение
В течение дня суда береговой охраны России продолжали блокировать маневры трех украинских кораблей. Проход под Керченским мостом был перекрыт грузовым судном. В это время, как следует из переговоров российских моряков, один из кораблей принял на борт 10 спецназовцев.
На видео ТК «Звезда» в нескольких сотнях метров от одного из украинских катеров виден грузовой корабль «Авиона». По данным сайта MarineTraffic, отслеживающего морские суда, ясно, что «Авиона» была на якоре в Керченском проливе на протяжении всего ноября. Отталкиваясь от этой информации, расследователи делают вывод, что украинское судно находилось в территориальных водах не только Крыма, но и материковой части России. Bellingcat при этом отмечает, что Украина, ссылаясь на соглашение 2003 года, говорит о возможности свободного прохода через пролив как российскими, так и украинскими судами.
После 18:00 по местному времени украинские корабли попытались покинуть район и вернуться в свой Одесский порт. Россияне преследовали их и подвергли обстрелу. Несколько украинских солдат получили ранения, а корабли позже были захвачены российскими военно-морскими силами.
Заявления ФСБ о том, что перехват, предупредительные выстрелы и огонь на поражение были совершены в «территориальных водах России» не соответствуют данным о местоположении судов, которые ФСБ сама и опубликовала. Когда «Бердянск» попал под обстрел, он находился на 22,72 км от побережья Крыма и более чем в 500 м за пределами заявленных Россией территориальных вод, утверждают авторы расследования. В Bellingcat отмечают, что Украина, вероятно, имеет доступ к более точным данным о местоположении и могла бы их обнародовать, если хочет добавить ясности в ситуацию.
То, что огонь по «Бердянску» был открыт, когда тот находился в международных водах, подтверждает и сообщение одного из украинских судов, опубликованное украинским изданием Liga Novosti: «Сколько у вас раненых? Мне нужна помощь! Мне нужна помощь!» Далее голос называет координаты, которые показывают, что судно находилось в нейтральных водах.
По итогам расследования его авторы делают несколько выводов:
– украинские корабли действительно входили в российские территориальные воды, прилегающие как к Крыму, так и к материковой части России;
– украинский буксир «Яни Капу» был протаранен не менее четырех раз;
– катер «Бердянск» находился уже в международных водах, когда по нему был открыт огонь со стороны российских кораблей.
Источник: The New Times