“АКТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ”: ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Наше внимание привлекла пространная заметка, размещенная на анонимном сайте. Мы с любопытством отметили, что в материале изрядно надерганы факты и дословные фрагменты различных статей «УК». Среди прочего, внимательный читатель отыщет в статье разгадку страшной тайны: безымянный автор, со ссылкой на «незаангажированных журналистов» (вот бы посмотреть на них) называет имя истинного хозяина «Украины криминальной» и ее руководителя Ельцова. Публикуем заметку, рекомендуя читателю подвергать все написанное критическому осмыслению.ЗАЧЕМ НУЖНЫ АКТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ?

Активные мероприятия (сокращенно – “АМ”, жаргонное обозначение на языке сотрудников спецслужб – “активка”) – это специальные мероприятия, имеющие своей целью оказание выгодного влияния на политику органов исполнительной и законодательной власти для решения стоящих перед хозяйствующим субъектом (ХС) задач; формирование благоприятного общественного мнения о ХС, его руководстве и персонале; укрепление авторитета и доверия к ХС среди партнеров и клиентов; стратегическое и тактическое дезинформирование конкурентов и оппонентов; подрыв и ослабление их позиций на рынке и в органах государственной власти.

Одним из первых практиков спецслужб использовавших “активные мероприятия” для решения поставленных перед ним задач был не кто иной как Даниэль Дэфо. В 1704 году будущий автор “Робинзона Крузо” начал выпускать собственную газету “Обозреватель”, которая просуществовала девять лет. Эта газета, вроде бы выражавшая интересы “вигов” (либералов, представлявших интересы буржуазии”) на самом деле финансировалась из королевской казны и служила отличным прикрытием для проведения в жизнь политики королевы Анны.

Известно, что в то время для Англии самой болевой точкой была проблема шотландского сепаратизма. Поэтому с 1706 по 1714 год Д.Дефо совершил 17 поездок в этот мятежный край в целях формирования нужного общественного мнения. Дефо даже временно перенес в столицу Шотландии Эдинбург издание своего “Обозревателя”, выпуская его по 2-3 раза в неделю. Тайная деятельность Дефо не прошла даром и весной 1707 года парламент двух народов стал единым.

Вот как сам Дефо описывал решаемые им задачи в письме к своему шефу лорду Гарлею:

“Быть в курсе всего, что предпринимается различными группировками против нашей унии, и постараться помешать их попыткам. Беседуя со здешними жителями, а также с помощью других доступных способов склонять сознание людей в пользу единения. Опровергать в печати всякие выступления, порочащие идеи союза, самих англичан, английский двор во всем, что касается того же союза. Устранять всевозможные подозрения и беспокойства у людей относительно каких-то тайных происков против шотландской церкви.” А вот выдержка еще из одного письма Дефо от 26 апреля 1718 года заместителю государственного секретаря Сантерленду: “Под видом переводчика иностранных новостей, я вошел с санкции правительства в редакцию еженедельной газеты некого господина Миста с тем, чтобы держать ее под скрытым контролем, не давая ей возможности наносить какой-либо ущерб. Ни сам Мист, ни кто из его сотрудников не догадывался, каково мое истинное направление…. Благодаря такому же контролю, проводимому мной, и еженедельный “Дневник” и “Дормерова почта”, а также “Политический Меркурий”, за вычетом отдельных промахов… на самом деле будут полностью обезврежены и лишены какой-либо возможности нанести ущерб правительству.”

Как он все это делал? Да очень просто, Дефо писал полемические статьи в 26 газетах и журналах самых разных направлений. Соответственно и его статьи носили противоречивый характер. В одной газет он излагал свое мнение, в другой нападал на него, в третьей издевался над автором второй статьи, в четвертой… и т.д.

Журналистика и вопросы экономической разведки и контрразведки, конкуренции, формирования имиджа, престижа и рейтинговых оценок чрезвычайно тесно связаны между собой. Вполне естественно, что и в современных информационных конфликтах различных стран средства массовой информации часто используются для размещения материалов, дискредитирующих деятельность конкурентов в целях формирования нужного общественного мнения, недобросовестной рекламы и конкуренции или осуществления крупномасштабных мошеннических операций.

Так например, весной 1993 года Союз предпринимателей французской текстильной промышленности с целью воспротивиться нежелательным официальным мерам против регламентации, диктуемой ЕС провел в печати активную “компанию влияния”. Эта операция была столь эффективна, что ЕС вынуждено было опубликовать ответ, очень похожий на неуклюжее оправдание.

Ну а сейчас необходима небольшая теоретическая часть. Сегодня уже, ни для кого не секрет, что СМИ активно используются спецслужбами (как государственными, так и частными) для легализации информации компрометирующего характера. В качестве конкретного примера можно привести “активку” ФСБ, запущенную через “Московский комсомолец” о прослушивании телефонных переговоров президентской семьи частным охранным предприятием “Атолл” или акцию некоторых чинов прокуратуры с целью дискредитации своего руководства. Журналисты охотно идут на сотрудничество с представителями спецслужб, кто из соображений карьеры, кто за деньги, кто из патриотических или идеологических убеждений. Иногда журналистам действительно подсовывают дозированные реальные “жаренные факты”, временами высококачественно подготовленную “дезу”. Естественно, что любое подобное мероприятие заранее тщательно планируется и в обязательном порядке согласовывается с руководством, на оперативном жаргоне подобные мероприятия называются “контролируемой утечкой информации”. Во многом ангажированность наших спецслужб объясняется сегодняшней обстановкой неопределенности и неустойчивости, когда действующие сотрудники более всего озабочены тем, как устроиться в последующем на пенсии.

Любая спецслужба любой страны только с виду кажется сплоченным коллективом единомышленников, ставящим интересы общества, безопасность которого они призваны защищать, превыше всего. В действительности эти специально обученные ребята, как и все нормальные люди, в первую очередь думают о своих личных проблемах, связанных с семейным и материальным благополучием, собственными увлечениями, карьерой и прочей мирской суетой. Правда, принадлежность к организации с определенными правилами и традициями накладывает своеобразный отпечаток на все сферы их жизнедеятельности, но, опять же, речь идет о соблюдении интересов клана, зачастую ничего общего с интересами государства не имеющими. Хотя с виду, как уже упоминалось, все выглядит чин-чинарем – спецслужба без сна и отдыха ведет непримиримую борьбу с врагом внешним и внутренним и представляет из себя единый “стальной монолит”, эдакий сплав железных рыцарей плаща и кинжала. Или щита и меча. Поддерживать такую иллюзию помогает система организации, прекрасно сознающей, что семей без урода не бывает, но категорически отвергающей вынос сора из избы. Выступать в роли мусорщиков рыцарям как-то не с руки, а посему избежать сей неприятной процедуры они стараются любой ценой. Тотальная слежка на всех уровнях, всевозможные проверки и провокации, особый контроль за личной жизнью сотрудников – да будь ты хоть трижды профессионалом, сохранить в тайне даже сокровенные мысли и желания очень и очень тяжело. А с учетом непрерывной борьбы за очередную ступеньку служебной лестницы – практически невозможно, рано или поздно, но что-то всплывет на поверхность.

А теперь перейдем к некоторым примерам. В преддверии празднования десятилетия независимости Украины президенту Леониду Кучме был преподнесен очередной неприятный сюрприз. На пресс-конференции в Вашингтоне бывший сотрудник охраны президента Николай Мельниченко обвинил главу государства в причастности к незаконной торговле оружием.

Комментируя эту информацию, Николай Мельниченко (Mykola Melnichenko) заявил, что Украина должна сама решать, являются ли государственной тайной факты незаконной торговли оружием. “Будет ли с оружием скандал – это вопрос к украинской стороне”, – сказал он.

Скандал разгорелся: киевские газеты сообщали, что известный политик Андрей Деркач (Аndrey Derkach), сын экс-председателя Службы безопасности Украины (СБУ) Леонида Деркача (Leonid Derkach) и бывший советник президента Кучмы по внешнеэкономическим вопросам, оказывал давление на господина Жукова, чтобы его фирма “Синтез” стала посредником между оружейной госкомпанией “Прогресс” и украинско-панамским СП Global Technologies Int. Это СП неоднократно характеризовалось в докладах СБУ как “фирма-нарушитель правил торговли на международном рынке вооружений”.

Но это был не единственный неприятный сюрприз для президента Кучмы. Третий участник пресс-конференции, вдова пропавшего (убитого?) в прошлом году оппозиционного журналиста Георгия Гонгадзе (Georgiy Gongadze) Мирослава, сообщила, что в Bank of New York американские власти обнаружили счета людей из ближайшего окружения президента Украины – Александра Волкова (Oleksander Volkov) и Виктора Пинчука (Viktor Pinchuk). Вернее, не столько обнаружили, сколько подтвердили их наличие, потому что информация об этих счетах была ранее передана американским конгрессменам украинскими оппозиционными депутатами Григорием Омельченко (Grigoriy Omelchenko) и Анатолием Ермаком (Anatoliy Ermak).

И уж совсем испортил президенту Кучме предпраздничное настроение депутат Омельченко. Выступая перед журналистами в Киеве, он сказал, что располагает “доказательствами, которые являются основанием обвинить президента Украины в получении от экс-премьера Павла Лазаренко (Pavlo Lazarenko) взятки в сумме $3,7 млн”. По словам господина Омельченко, Павел Лазаренко был основателем одной из коммерческих структур, которая, в свою очередь, является соучредителем компании сотовой связи “Киевстар-GSM”. А этой компанией руководит родной брат жены президента Юрий Туманов (Yuriy Tumanov) и работает в ней дочь президента Елена. Эти деньги господин Лазаренко инвестировал в “Киевстар-GSM” сразу же после назначения его на должность премьер-министра Украины.(«УК»: информация подана не верно. Эти данные были добыты журналистом Ельцовым, который ныне руководит сайтом «УК». Далее Григорий Омельченко «докрутил» эту новость путем депутатского запроса. В последствии он упорно «забывал» назвать первоисточник этих данных) В заключение господин Омельченко пообещал: ” Осенью вы услышите новые факты преступной деятельности президента Украины и его окружения. И не только из моих уст “. (“Коммерсантъ”, 16.08.01)

Вот вам наглядный пример формирования условий для реализации активных мероприятий против власти со стороны оппозиции. Приведем другой пример.

Публикация “УК” “Из жизни Деркачей” послужила информационным детонатором, который сработал самым неожиданным образом. Вначале общественность наконец-то узнала, на кого работает автор статьи Ельцов. Наиболее популярные версии: он “активизированный агент СБУ”, по второй “Ельцов давно работает на улице Богомольца” (дислокация МВД). По общему же настрою незаангажированных журналистов, публикация была инициирована Евгением Марчуком. “УК” еще не касалась неординарной личности секретаря СНБО. Разве что упомянула коротко о бизнесс-деятельности Марчука-младшего – Вадима. Тему неожиданно развил информационный рупор Андрея Деркача – “Киевский телеграф”.

В свежем номере газеты №31 (74) появилась публикация “Оружейный шлягер”. В ней придаются анафеме газеты “Зеркало недели” и “Известия”, которые неправильно писали про нелегальную торговлю украинским оружием. После чего авторы плавно переходят к иной газете – российским “Версиям”. Это издание не поленилось отыскать и процитировать молдовскую газету “Новое время”, которая вспомнила про задержание в апреле 1999 года в Кишиневе украинского АН-26 с контрабандным оружием. Самолет принадлежал АО “Украина-Аэроальянс”. А вскоре “Газета.ру” открыла тайну собственности “Аэроальянса”, среди учредителей которого находим сына главы украинского СНБО – Вадима Евгеньевича Марчука. Насколько Евгений Кирилович мог иметь отношение к проделкам сына – в этом обещал разобраться председатель парламентского комитета по борьбе с коррупцией и оргпреступностью Юрий Кармазин.

А тем временем “Киевский телеграф” с личности молчаливого Марчука-старшего переходит на персону любимца запада и оппозиции Виктора Ющенко. Впрочем, опосредованно. Газета перепечатывает учредительный договор ЗАО “Украина-Аэроальянс”, впервые опубликованный “Газетой.ру”. Авторы статьи досадуют на невнимательность своих коллег, которые не удосужились всмотреться в документ. Между тем, в списке учредителей значится Петр Андреевич Ющенко, представляющий фирму “Слобода” – одного из шести учредителей “Аэроальянса” – акцентирует внимание “КТ”. Что должно стать сигналом для дальнейшего исследования темы.

Следует ожидать новые разоблачения со стороны внимательных читателей чужих изданий. Любопытно, что “Киевский телеграф” проиллюстрировал упомянутую статью не только Учредительным договором “Аэроальянса”, но и по непонятной причине одним из документов, прилагавшихся к статье “Из жизни Деркачей”. Это письмо Начальника Главного управления разведки Минобороны Смешко на имя председателя СБУ Деркача по поводу разработки Национальной полицией Израиля небезызвестного стране Вадима Рабиновича. Почему именно этот документ был выбран в качестве иллюстрации – догадаться сложно. Тем более, что он бросает тень на человека, с которым у Андрея Деркача весьма близкие, можно сказать дружеские отношения.

Если говорить об активных мероприятиях “суперуровня”, то отдельно следует провести анализ информационно-аналитических действий в процессе т.н. “кассетного скандала”.

ПСИ-ФАКТОР

16 сентября в Киеве исчез журналист Георгий Гонгадзе. 2 ноября в лесу под Таращей был найден обезглавленный труп неизвестного. Через восемь месяцев было признано, что таращанские останки принадлежат Гонгадзе. Восемь месяцев Украина с интересом наблюдала битву президента Кучмы и правительства Ющенко-Тимошенко над останками неизвестного. Президент доказывал, что все это провокация западных спецслужб. Опозиция, что “заказчик” Гонгадзе – Кучма.

Битвы могло и не быть, если бы не отставной майор президентской охраны Николай Мельниченко, выбросивший на суд общественности кассеты с “прослушкой” Леонида Кучмы. На одной из них Кучма произносит фразу, которая впоследствии чуть было не приведет его к отставке.

За грохотом чисто криминального скандала проходила чисто конкретная борьба за право на приватизацию магистральных трубопроводов Украины. Боролись за это право Вашингтон и Москва.

Первый опирался на правительство Ющенко – Тимошенко. Вторая протянула руку помощи Кучме в самый тяжелый момент, когда президент был на грани поражения.

В итоге благодаря этой поддержке Кучма победил, а Москве было обещано заветное право на участие в приватизации газотранспортной системы Украины.

Отставной майор Мельниченко пытался убедить всех, что “писал” он Кучму в течение нескольких месяцев на обычный бытовой диктофон. Люди, хоть чуть-чуть знакомые с правилами охраны президента, знают, что это невозможно. Кабинет президента несколько раз в день проверяется на предмет “прослушки”. Так что снимать информацию могли только с расстояния и с помощью очень сложной аппаратуры. Одиночка на такую операцию не способен. Зато она вполне по силам и американским, и российским спецслужбам.

14 июня все белорусские газеты получили копии письма двух бывших работников республиканской прокуратуры. Дмитрий Петрушкевич и Олег Случек пишут, что в Белоруссии по приказу властей создана специальная группа, которая занимается устранением неугодных власти людей.

Белорусский “эскадрон смерти”, по словам бывших следователей, создавался при деятельном участии Службы безопасности президента и МВД республики.

Среди жертв группы якобы числятся экс-глава МВД Юрий Захарченко, предприниматель Анатолий Красовский, политик Виктор Гончар и оператор ОРТ Дмитрий Завадский.

Жертв сначала похищали. Потом вывозили в район Северного кладбища. Убивали выстрелом в голову и закапывали. Налицо доскональное повторение украинского сценария. Первое правило профессионального преступника – по возможности не повторять сценарий. Спецслужбы к непрофессиональным исполнителям не отнесешь

Украина и Белоруссия превратились сегодня в передовой край борьбы между США и Россией за советское наследство. Если Россия потеряет контроль над Белоруссией и Украиной, то она навсегда распростится с мечтами стать частью общей Европы. Если этот контроль получат США, то общей Европе не бывать никогда. Вот и бьются Вашингтон и Москва за место под солнцем. А Европа еще до конца не осознала собственных интересов.

Первое правило профессионального преступника – по возможности не повторять сценарий. Спецслужбы к непрофессиональным исполнителям не отнесешь. В случае же с Украиной и Белоруссией складывается впечатление, что работает не профессионал, а серийный маньяк-убийца. Дело за малым. Провести психиатрическую экспертизу и выяснить, какая из спецслужб (США или России) проводит эти комбинации и “активные мероприятия”.

Продолжение следует

You may also like...