Не каждый день вспоминается, что могучий украинский Днепр начинается из российского забытого болота под валдайской деревенькой Боровое. Сегодня как раз тот день, когда этот забавный факт стоит припомнить. Потому что и большая украинская политика вытекает, видать, из подобного места. С той лишь разницей, что политическое болото, в котором нынче тонет великая европейская страна, россияне осушили 10 лет тому назад. Для того чтобы оценить глубину кризиса, охватившего Украину, стоит представить себе Бориса Ельцина, превозмогшего летом 96-го коммунистического конкурента и вынужденного уже через год собственноручно и добровольно передать власть Геннадию Зюганову. Подобный сценарий покажется надуманным даже самым ярым московским красным.
Тем не менее именно он развивается в эти дни в Украине.
К 25 июля, по Конституции Украины, страна должна была получить правительство или лишиться парламента. В ночь на 27-е марта, когда завершились парламентские выборы и стало ясно, что Блок Юлии Тимошенко, Соцпартии Мороза и пропрезидентской «Нашей Украины» способны создать большинство в парламенте и сформировать правительство, – определенный для этого Конституцией 4-месячный период представлялся невероятно длинным. Я хорошо помню те напряженные ночные часы в Киеве, когда создание коалиции и, значит, провозглашение Тимошенко премьером назначили на 11 утра следующего после выборов дня, затем перенесли на 16, потом на утро вторника…
И вот вторник наступил. Спустя 4 месяца после выборов, через четыре месяца закулисных торгов, непристойных предложений, позорных союзов и безвольных метаний Украина, под свист, ухмылки и сочувственные взгляды ближних и дальних соседей по планете стоит посреди болота; без легитимного правительства, с теряющим право действовать парламентом, парализованным президентом, одуревшей политической элитой и разочарованным, утомленным народом.
В последние несколько недель все разговоры о политическом будущем страны заканчивались одним припевом. Банкир ли, предприниматель, торговец – каждый мой собеседник, устав от прогнозов и чертыханий, в конце концов произносил сакраментальное:
– А мне – по барабану! Продам все да уеду!
С каждым днем – а из последних четырех месяцев я провел в Украине почти три, – таких барабанщиков становилось все больше. Сейчас, когда над политическим анекдотом, в который превратилась украинская ситуация, хохочет сама Рада, бой этих «барабанов», кажется, даже заглушает стоны умирающих надежд.
Но кто же столкнул страну в бездонные хляби?
Наверное, многие еще помнят знаменитый анекдот лета 96-го о российской старушке, которая тащит из сельпо мешок с сахаром, солью, сухарями и спичками. У бабульки интересуются, мол, зачем ей столько запасов? А она в ответ:
– Так придут же коммунисты – все опять из магазинов исчезнет…
– А за кого вы, бабушка, голосовать будете на выборах?
– За них, проклятых…
Этот комичный сюжет реализовался в Украине с потрясающей достоверностью. Антигерой Майдана Виктор Янукович, сумевший с помощью самого богатого украинца Рината Ахметова сплотить под своими бело-синими знаменами значительную часть политической элиты промышленного востока, по популярности реально превосходит и президента Ющенко, и вечную принцессу Юлию Тимошенко. Причина не в привлекательности его лозунгов, силе идей или харизматичности лидеров. Причина – в полном отсутствии у партии Януковича всех этих трех факторов. Даже парламентскую коалицию, которую правдами и неправдами (а по словам соперников, десятками и сотнями миллионов взяточных долларов) бело-синим удалось сформировать в Раде, они назвали… антикризисной. То бишь, обещая продлить политический кризис, как минимум, до конца срока службы Рады. Иначе, если кризис будет преодолен, придется распускать дорогой союз…
Но над такими тонкостями в этой компании думать, похоже, не принято. И именно это «счастливое незнание» – главный козырь регионалов.
Их электорату «по барабану» программы и прокламации. Его смешит «Юля», которая похожа на Жанну д’Арк после продолжительного курса в эксклюзивном салоне красоты, ему скушен «Ющ», все больше напоминающий короля Лира, но ему понятны «дядько Мороз, кинувший Юлю и Юща, потому что за такие бабки кто ж не кинет?» и «Большой Витя, поставивший раком оранжевых».
Пожалуй, и у этих «барабанщиков» есть свои справедливые резоны. Потому что жизнь и политика разошлись в стране, «как в море корабли». Не имея полноценного правительства, действующего парламента, Конституционного суда, подлинно политических партий, демократического опыта и традиций свободного предпринимательства, экономика страны выросла с июня по июнь больше чем на 9 процентов! Как говаривал в таких случаях Лец, в действительности все оказалось иначе, чем на самом деле.
В действительности – бандитско-бюрократическая поборная система, оказавшись в задумчивости из-за реального двоевластия в стране, вынуждена была несколько расслабить хватку – и экономика тут же воспряла, десятки тысяч предприятий двинулись из черного сектора в серый, а тысячи – из серого в белый; полились западные инвестиции, хлынул богатый валютой туризм, начали зарождаться цивилизованные товарно-денежные отношения; торговые точки стали превращаться из мест обмена товаров на деньги в магазины, салоны, бутики… При этом число объявлений «ищу работу» в любом издании оставалось в десять раз меньшим, чем количество объявлений «требуются…». Иначе говоря, жизнь «барабанного электората» стала лучше и веселей. Хотя он и голосовал за Януковича. Так отчего бы ему снова, назло оранжевым умникам и бело-сердечным чистюлям, не «подержать мазу за Большого Витю»?
На самом же деле, несмотря на изысканные и авантюрные ходы премьера Тимошенко и достойную уважения сдержанность премьера Еханурова, никаких радикальных перемен за полтора года украинская экономика не пережила. Ее по-прежнему так же легко «отнимать и делить», как это было пару лет назад. Она по-прежнему столь же доступна любому новому победителю, сколь и беззащитна. Исполнительная власть в большей степени достанется в итоге реваншистам с Востока, законодательная уже у них в руках, судебная еще не назначена. А четвертая власть, власть свободных СМИ, последняя надежда Украины, лишь только учится простым словам. Тем более что самые влиятельные СМИ – телеканалы – так и остались в руках прежних владельцев, получивших их из рук окружения президента Кучмы.
Так что же случится в Украине после прихода к власти бело-синих? Скорее всего, ничего неожиданного.
Нетерпеливые продадут и уедут, инвесторы оценят риски и притормозятся, электорат крякнет, элита охнет, Россия ухмыльнется, Запад выразит осторожные опасения. Конечно, при любом исходе Днепр свое течение вспять не повернет. Однако и в Киеве, и в Берлине, и в других центрах власти мало кто решится сказать подобное об украинской политике.
Арсений Каматозов, Russkaja Germanija