ОСЕТИЯ: Опыт Кавказа – урок для Украины

Только кажется, что происходящее за пределами Украины, на просторах республик экс-СССР, мало, а то и никак не влияет на ситуацию в нашей стране. Война в Приднестровье соседней Молдовы – и поток беженцев, а после – и контрабанды захлестывает Украину. “Нефтяное противостояние” России и Запада на Каспии – и обострение проблемы энергоресурсов на берегах Днепра. Войны Кавказа – снова беженцы и снова ухудшение криминогенной ситуации у нас. Трагедия Беслана, не оставившая равнодушных в Украине, по сути, еще не имела своей развязки. Развязка же эта – по масштабам и числу жертв – вполне может превзойти само беспрецедентное в мировой истории ЧП. Ибо детонатором к взрыву и без того шаткого мира на Кавказе может стать месть.Поминки по погибшим в осетинском Беслане со вторника справляют во всех православных храмах России. 12 октября исполнилось сорок дней с момента гибели от рук террористов первых заложников в бесланской школе. В самой Северной Осетии Российской Федерации и соседней Осетии Южной, чья государственность никем из соседей не признана, панихида продлится еще неделю. Так как жертвы бесланской вакханалии покидали этот мир – от ранений и увечий – в госпиталях, больницах Ростова-на-Дону и Москвы еще на протяжении нескольких дней спустя после подрыва и штурма школы. А десятки трупов несчастных до сих пор не опознаны…

Во вторник Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выразил духовную поддержку всем родственникам, потерявшим своих близких в результате теракта в Беслане. Обращаясь к соотечественникам со специальным посланием, он пожелал “мужественно перенести последствия страшного злодеяния”. “Люди злой воли, пытавшиеся внести раздор и разъединение в нашем обществе, потерпели крах, ибо наш народ в минуты жизненных испытаний объединился…”, – отметил викарий. Слова Патриарха о мужестве и объединении наверняка найдут понимание в сердцах осетин. Но понимание это будет наверняка отлично от смысла, вложенного в слова священнослужителем…

В отсутствии мужества осетин уличить нельзя. В соблюдении традиций отцов – тоже. Хотя, как и другие народы христианского вероисповедания, населяющие Кавказ, осетины менее прочих склонны к совершению кровной мести. Но случай Беслана – особый. И журналисты влиятельных российских СМИ, в свое время побывавшие в зонах осетино-грузинского и осетино-ингушского вооруженных конфликтов, предупреждают общественность и власть: возможна бойня.

Прогнозы развития событий на Кавказе разнятся лишь в том, будет ли месть осетин носить массовый характер, или “очаговый”. Массовый – это когда “в ружье” по призыву авторитетов осетинских кланов встанет все мужское население, способное держать в руках оружие. “Очаговый” = это когда месть членам кланов, к которым принадлежат террористы, станет делом чести отдельных осетинских семей, не смирившихся с утратами. Единство у знатоков Кавказа, которых ныне развелось в России – не счесть, в одном – объектом непременно беспощадной мести станет население соседней Ингушетии. Ингушетии “ваххабистской”, потому что – мусульманской. В пылу страстей не до теологических изысков.

Сегодня российские власти предпринимают все, что в их силах, чтобы не допустить развития хотя бы первого, самого страшного сценария, грозящего взорвать весь Кавказ. Граница между Северной Осетией и Ингушетией укреплена блок-постами и маневренными группами армии и милиции. Этот кордон, по замыслу властей, должен воспрепятствовать организованному походу мстителей “на Назрань”. Развитие же второго сценария – по сути, партизанские рейды – предотвратить практически невозможно.

То, чему сегодня и в России, и в Осетии, и в Чечне, и в соседней Грузии придается характер Большой Политики (международный терроризм, происки спецслужб Запада, направленные на дестабилизацию ситуации на Кавказе с целью ослабить Россию), скорее всего, имеет место. Но почему-то и на Кавказе, и во всей России не хотят вспоминать, с чего вся эта заваруха начиналась. А начиналась она еще в последние годы существования СССР – с уголовщины. Банальная, махровая, вырвавшаяся из-под контроля уголовщина правила бал на Кавказе с середины 80-х годов прошлого столетия.

Абраги

Республики Кавказа и отдельные автономии в составе этих республик накануне крушения Советского Союза представляли из себя сплошные “зоны ответственности” местных уголовных авторитетов. Они, покровители “цеховиков” и мощной теневой экономики Кавказа, вдруг ощутили, что “узда” государства резко ослабла, законы стали вовсе необязательными для их исполнения, а “карающий меч” правоохранительных органов уподобился чему-то сродни зубочистке. Простите за каламбур, но у власти уже не было власти, а у местного криминалитета были и деньги, и власть. Причем специфическая власть уголовщины только крепла. Обывателю в той же Грузии в конце 80-х уже не могли помочь в беде ни милиция, ни прокуратура, ни суд. “Воры в законе”, записные бандиты – те могли.

Пост-перестроечный опыт Грузии, наиболее крупного государственного образования на Кавказе – прекрасная иллюстрация криминального “беспредела”, и поныне царящего в регионе. Это грузинские демократы думали, что привели к власти первого президента независимой Грузии – Звиада Гамсахурдиа. На самом деле у г-на Гамсахурдиа власти в Грузии было не больше, а то и меньше, чем у шайки “воров в законе” в любом из райцентров этой горной республики. И главным политическим оппонентом Звиада был “вор в законе” Джаба Иоселиани: со своей собственной вооруженной до зубов “гвардией”, состоящей из отпетых уголовников и их многочисленных родственников. Это в европейском понимании Иоселиани – бандит и террорист. В понимании же многих (не хочу говорить – большинства) грузин, Джаба – абраг. Эпический герой, эдакий “Робин Гуд” грузинского пошиба, живущий грабежом и разбоем (преимущественно богатых), превыше всего ценящий свободу, помогающий бедным и притесненным. Таков Дата Туташхиа, герой Чабуа Амирэджиби. Именно ему подобные “синие” фактически до сих пор контролируют регионы Кавказа – от Абхазии до Чечни, в вынужденных случаях принимая обличье гражданской власти: дань времени. Но воровская суть их жизненной идеологии иной не стала.

Автор имел несчастье наблюдать Грузию зимою 1991 года, в период войны с Южной Осетией. В Грузии эту войну возвышенно именовали “войной за целостность Грузии”, а в Южной Осетии – “войной за независимость”. В этом были уверены ополченцы в окопах по обе стороны линии фронта. Но в промерзших, разграбленных кабинетах некогда “силовых ведомств” по обе стороны конфликта местные правоохранители четко называли зачинщиков бойни, унесшей сотни жизней и сотворившей десятки тысяч беженцев: местные криминальные авторитеты. Вся эта так называемая война была инспирирована криминальными кланами в схватке за переделы сфер влияния. И первый убитый (1990-й год) в той войне был племяш Гамсахурдиа, приехавший в осетинский Цхинвал с “предъявой” к местному отребью: мол, делитесь с поборов, организованных с водителей на трассе через Джавский перевал, ведущей в Грузию. И с контрабанды. И с торговли оружием… Племяша изрешетили автоматным огнем вместе с охраной в центре Цхинвала. До этого момента о независимости Южной Осетии местные “демократы” не помышляли. Конечно же, за убийство родича Гамсахурдиа, как это именуется в криминальных кругах, “кинул ответку” – вооруженную попытку положить конец самостоятельности южноосетинских криминальных кланов. Для чего из двух грузинских тюрем на свободу были выпущены отбывающие срок уголовники (оцените “государственный” подход!). Им дали в руки автоматы с разграбленных накануне армейских складов СА, обмундировали в форму милиции (также со складов), приставили к каждому “десятку” по кадровому милиционеру и послали в Цхинвал “искупать вину кровью”. “Искупили” – чужой. И умылись – своей. Автор лично лицезрел замысловатую, богатую блатную “роспись” на телах трех убитых в стычке грузинских “милиционеров”. И это – “война за независимость”? Нужно ли говорить, что после достойного отпора вся эта татуированная братва разбежалась, постреляв в спины нескольких своих командиров из числа кадровых милиционеров? Но перед этим – опять таки, была уголовщина – разграбили областной центр, помародерствовали вволю…

Об ответственности “лампасников”

Все ужасы грузино-осетинской войны не были бы возможны, если бы функционировали государственные институты. Откуда у “ополченцев” оказались на руках тысячи стволов армейского оружия и бронетехника? В Южной Осетии стреляло и стреляет сегодня оружие, фактически проданное криминалитету командиром отдельной бригады ВДВ спецназа ГРУ, базировавшейся в грузинском городке Лагодехи. При выводе личного состава, имущества и вооружения из охваченной войной Грузии командир бригады отдал подчиненным приказ “облегчить колонну” – оставить на месте большую часть вооружения и боеприпасов. Приказ не коснулся длинного обоза “кунгов”, напакованных новыми коврами, мебелью, бытовой техникой и т.д., принадлежащей командиру лично. Откуда вдруг такие достатки у полковника за неделю до выхода из Грузии? Это не было тайной для офицеров бригады: “бакшиш” местного криминалитета за “подаренное” оружие. Протест спецназовцев, прошедших не одну “горячую точку”, вылился в самовольное тотальное минирование “на неизвлекаемость” бросаемых воинских складов и даже собственных служебных квартир с нехитрым офицерским скарбом. Чечне, о чем не любят говорить в нынешней России, было “подарено” имущество, как минимум, двух дивизий. Это теперь, в свете новой доктрины, в Чечне воюют террористы и бандиты. Так зачем же было их вооружать? Кто стоял за этим? Кто виновен? Кто понес ответственность? Чем продавец оружия отличается от его покупателя, а полковник от бандита? Почему в отношении фактических зачинщиков многолетней чеченской бойни не “работает” Уголовный кодекс и вся мощь правоохранительной системы государства? Где ФСБ, МВД, Генпрокуратура и суд? Россия снова наступает на собственные грабли…

Дикторы российского телевидения во время бесланской трагедии взахлеб, с каким-то смакованием вещали публике о сотнях “осетинских ополченцев”, участвовавших в преследовании террористов. Сколько ни листал российскую прессу после, нигде не нашел ни намека на тему: “Откуда у жителей Северной Осетии, граждан России, на руках сотни автоматов?” Почему в государстве с полным набором правоохранительного инструментария позволено мужскому населению целых регионов дефилировать с незаконно добытым, запрещенным для применения гражданскими лицами оружием, и применять его? Российским властям стыдно признаться, что государство, претендующее на статус “великого”, уже два десятилетия не может положить конец существованию на своей территории незаконных вооруженных формирований? Вот где государству впору применить жесточайшие из допускаемых Законом мер! Но мы, в Украине, мер этих не видим. И, похоже, не извлекаем уроки.

У нас, к счастью, нет “ополчений”. Но есть генералы, разворовывавшие армию, но так и не познавшие вкус тюремной пайки!

Судя по накалу политических страстей в нашей стране накануне выборов, уроки из горького опыта соседей не извлечены вовсе. Расшатывание государства, пренебрежение Законом демонстрируют все участники противостояния: и представители власти, и претенденты на эту власть. Демонстрация эта носит публичный характер, подрывая только начавшую крепнуть веру обывателя в возможность построения государства, где правит Закон. Служению Закону ради сиюминутной потребности сегодня пренебрегают – тотально! Чувство безнаказанности в людей вселяют политики, отдающие преступные указания “низам”. Недалеко до “ополчения” – оно появляется там, где уже нет никакой законобоязни “низов”. “Пересічному українцю” терять гораздо меньше, чем преступникам, обличенным должностями и состояниями. Вот тогда и случится (не дай Бог!) возможность лицезреть разгул откровенного криминала и бандитизма: гражданское вооруженное противостояние героически выглядит только в учебниках истории.

Все упования на “мудрость украинского народа” в таком контексте развития событий ничего не стоят. Что, грузинский или осетинский народы – не мудры? Или украинский, познавший все ужасы братоубийственной гражданской войны после революции 1917 года?

…Тбилиси 1991-го. Выходишь утром на балкон центральной гостиницы “Иверия” на шум стрельбы и видишь панораму: метется толпа вооруженных мужиков через площадь, оставляя убитых. “Вах! “Гвардейцы” Китовани в атаку пошли на “Мхедриони” Иоселиани!” – комментирует сосед по балкону. Вечером – опять канонада: метется толпа вооруженных мужиков через площадь в противоположном направлении. Оставляя убитых. “Вах! Джигиты “Мхедриони” “гвардейцев” Китовани гоняют!” А выйдешь из гостиницы, тебя бьют (просто так) и грабят и “гвардейцы”, и “Мхедриони”, и “Белые Георгии” – тоже “гвардейцы”, но уже Гамсахурдиа…

При нынешнем развитии событий в Украине – чем не перспектива? У нас тоже полным полно своих “абрагов”.

Или же маятник качнется в иную сторону – к диктатуре. Выбор небогатый.

Глеб Плескач специально для «УК»

You may also like...